«Ася» (главные герои). Иван сергеевич тургенев Жанр произведения ася тургенев

Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.

Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.

История написания

Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.

По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».

По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).

Анализ произведения

Развитие сюжета

Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.

Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.

Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.

Главные герои

Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.

Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.

Господин Н.Н.

Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.

После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.

Особенности композиционного построения

Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета - встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.

В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.

Знакомство с героиней. Предыстория Аси. Картина праздника дана не только потому, что «не всякий знает, что такое коммерш». Для характеристики юного героя важно подчеркнуть внутреннее родство с молодыми людьми другой страны, общую праздничную беззаботность. Зрелище чужого пира его «трогало и поджигало». В какой-то миг Н. испытывает желание присоединиться: «Уж не пойти ли мне к ним?» Символично, что в этот момент колебаний герой вдруг услышал русскую речь. Он предпочел познакомиться с русскими - молодым человеком и девушкой. Быстрота завязавшейся дружбы объясняется радостью встречи с соотечественниками. Она возросла от сознания взаимной симпатии. Юноша сразу ощутил, что имеет дело не с пресыщенными туристами, а подобными ему внимательными странствователями. То же, очевидно, почувствовали новые друзья, пригласив его отужинать в домик на холме.

Внутренний мир Аси раскрывается с первого же ужина в доме Гагиных. Как всем тургеневским девушкам, ей свойственно тонкое переживание прекрасного. Для житья она выбрала маленький, далеко расположенный, но поэтический домик, откуда «вид был точно чудесный»: «Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля <…>. Наверху чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха». Ася умеет видеть красоту там, где ее никто не замечает. Сколько раз господин Н. переправлялся туда и обратно! И сейчас «прыгнул в лодку и простился». Но Ася с берега крикнула, чтобы он не пропустил фантастической красоты картину ночного переезда: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили…» Впервые Н. «оглянулся» и замер: «лунный столб <…> тянулся золотым мостом через всю реку».

Созвучность природному миру соседствует в Асе с ее благожелательным любопытством к людям. В первый же вечер Н. столкнулся с проявлением ее чуткости. Пока он спускался, неторопливо беседуя с Гагиным, девушка стремительно «пробежала мимо», чтобы договориться с перевозчиком и нанять для нового знакомого лодку. Доброта и участие Аси очаровали старую чопорную немку, вдову бургомистра фрау Луизе.

Гагин, «владея порядочным состоянием», уехал с сестрою за границу, чтобы серьезно заняться живописью. В его одежде заметно стремление подражать бедным и независимым европейским художникам. Отправляясь рисовать, он «надел круглую шляпу a la Van Duck, блузу…». Любопытный психологический штрих: увлеченный художник пуще всего «просил <…> позаботиться о том, чтобы суп был не слишком жидок» к его возвращению. Избрав для картины «старый дуплистый дуб», Гагин и его новый друг «довольно умно и тонко рассуждали, о том, как именно должно работать, чего следует избегать<…> и какое собственно значение художника в наш век». Этим завершилось творческое утро: «Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали, вернулись мы домой». После такого эпизода читателя не удивляет, что хотя «в его (Гагина ) этюдах было много жизни и правды, что свободное и широкое; но ни один из них не был окончен». Гагин сам в минуту просветления горько сетует на обломовскую «проклятую <…> распущенность». Он сознает, что настоящим художником сможет стать, «коли хватит терпенья». История художнических попыток Гагина и размышления о причинах их крушения близки злоключениям Райского в «Обрыве». «Без горького, постоянного труда не бывает художников… нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь», - к такому убеждению пришел Н. в первый же день знакомства с Гагиным. Схожие мысли высказывал в гончаровском романе художник Кирилов.

Вместе с тем тургеневский герой искренне симпатизирует Гагину: «Чем больше я узнавал его, тем сильнее я к нему привязывался <…>. Не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему». Гораздо более сложные чувства Н. испытывает по отношению к его сестре. Ася резко противопоставлена брату. Он был «мягким, полуизнеженным великорусским дворянином, а она не походила на барышню». Ключевыми в описании девушки становятся слова и движения, подчеркивающие ее необычность.

Наблюдательный Н. видит различие между Гагиным и Асей. После первых встреч приходит к выводу: «А все-таки она ему не сестра». Это подозрение укрепляется вследствие одного подслушанного разговора. Взволнованная Ася сквозь слезы уверяет Гагина в любви, точно боится, что он лишит ее своей привязанности: «Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет…» Озадаченный, Н. вообразил себе Асю возлюбленной Гагина. Очевидно, что-то мешало их браку, и влюбленные скрылись из России, чтобы избежать сплетен. При этом «открытии» все существо героя как бы раздваивается. Отчасти господин Н. продолжает считать себя простым знакомым Гагина. В качестве такового он приходит в восторг от собственной житейской опытности и наблюдательности «Я улыбался, я потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки (я ни на одно мгновение не усомнился в их справедливости)…» Другая же часть души страдает.

К счастью, заблуждение его продолжалось недолго. Искренний прямодушный Гагин предпочел поговорить напрямик и открыть семейную тайну. По возвращении Н., в городке, на глазах грустной мадонны, происходит печальный разговор о прошлом Аси. Беседа, из которой мы узнаем, сколь много трудностей ждет ее еще впереди. Ася оказывается дочерью барина и крестьянки. Частая в тогдашнем обществе ситуация. Тургенев обращался к ней в своем романе «Дворянское гнездо», главный герой которого, Федор Лаврецкий, был сыном барина Ивана Петровича и кроткой дворовой девушки Малаши. В последнем своем романе писатель вернется к этой теме, поведав, что главный герой с символической фамилией «Нежданов» был сыном вельможи и гувернантки («Новь»). С одной стороны, дети такой любви (а это, как правило, была настоящая драматическая страсть) неизбежно наследовали качества обоих родителей. В них сливались лучшие черты двух сословий, дворянского и крестьянского. С другой стороны, ханжеское общество отвергало этих детей, заставляя ощущать свое ложное положение.

Эта повесть написана Тургеневым в 1857 году. В ней повествуется о несчастной любви очень молодой еще несовершеннолетней девушки Аси. Она полюбила мужчину, которому исполнилось двадцать пять лет. Главный герой повести Н.Н., он то и вспоминает о событиях, которые произошли между ним и Асей. Она и является главной. Ее образ Тургенев описал так: довольно милая девушка с небольшим носиком и круглыми щечками.Имеет темные волосы и очень большие ресницы и светлые глаза красивая девушка и развита не по годам. Ася очень умна, она говорит на двух языках и обладает ошеломительной грацией, наверное поэтому девушка достаточно мила и привлекательна.

Ася была рождена от помещика и являлась незаконнорожденной, она об этом знала и очень этого стыдилась, потому что ее мать была обычной крестьянкой. Ей очень хотелось, чтобы весь мир забыл об этом факте. Когда ее мать умирает, она живет в доме отца, всю заботу о ней проявляет ее брат. Хоть Ася и училась в лучшем пансионе, ей не суждено было стать настоящей барышней, ведь происхождение берет свое.

Девушка старалась вести себя очень расковано и без умолку болтала, но это все напускное, ведь по жизни она была достаточно робкой. Юная леди иногда была порохом и огнем, а иногда просто «хамелионом». Но ей совсем не чуждо быть капризным ребенком или же дерзкой и шаловливой, можно сказать, что она стремилась быть разной. Она старалась понравиться людям и воспроизвести впечатление о себе. Читатель надолго запомнит эту девушку.

В образе Н.Н. Ася находит настоящего героя и влюбляется в него и готова на все, ей хочется ему отдаться целиком и полностью и сказать « я ваша навеки», но в своем выборе девушка ошибается. Ася очень нравится Н.Н., но он нерешительный, хоть чувства и взаимны, парень отвергает девушку и она уходит навсегда. Получается молодая леди не испытала первой любви обожглась навсегда. Гораздо позже Н.Н. вспоминает с большой горечью о том, что принял неправильное решение и очень об этом сожалеет, но все слишком поздно.

Тургенев выразил в своей повести основную идею, которая заключается в том, что не надо бояться своих чувст и бороться за свою мечту, ведь Ася как раз этого совсем не боялась. Она очень хотела действовать, но все пошло совсем не так, как надо. Она хотела бороться за свою мечту, но ее отвергли. Никто не знает о том, что с девушкой случилось дальше. Однако свою точку зрения всегда надо отстаивать и не сдаваться. Не надо сидеть и чего-то ждать, необходимо что-нибудь предпринимать.

Вариант 2

Повесть под названием «Ася» авторства русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева известно русскому читателю своей сентиментальностью и некоей трогательностью. Оно никого, кто прочитал, не оставляет равнодушным. Иван Сергеевич создал отменную систему образов для более четкого донесения своей мысли к читающему повесть. Главной героиней повести является юная красавица по имени Ася, которой по возрасту около семнадцати лет. Именно благодаря ей так и называется произведение. Характеристика данной героини представлена в этой статье.

Ася – это девушка, которая приехала отдохнуть в Германию со своим братом. Там она познакомилась с рассказчиком, который на протяжении повествования называет себя господином Н. и вот в центре повести уже находятся взаимоотношение, вызывающие то положительные, то отрицательные эмоции, но не оставляют спокойным, у читателя.

Главная героиня является по возрасту для того времени не такой уж и маленькой, но при этом ведется себя инфантильно, как ребенок по отношению к окружающим ее людям. Асю можно назвать чувствительной натурой, которую очень легко расстроить, развеселить или удивить. Она удивляется всему подряд. Эмоции, которые она испытывает в течении повести весьма разнообразны. Вероятно, в господине Н. ее привлекли его сдержанность и изначальное хладнокровие к ней. Она была девушкой буйного нрава, привыкшая добиваться своего любыми способами, иногда даже капризами. Поэтому она захотела добиться внимания нового знакомого и тоже влюбилась в него.

Ася очень любит человека, которого называет своим братом, хотя он ей таковым не приходится.

В целом главная героиня представляет собой человека, который вмещает в себя много качеств: и обидчивость, и способность любить, страстность, беспечность, веселость. Ася в какой-то степени может ассоциировать беззаботное детство и юность. Возможно, ее образ автор потому таким и создал, как в память о молодости господина Н., уже повзрослевшего старика, вспоминающего свою маленькую влюбленность. Ася в памяти Н. является этаким «белым и приятным пятнышком», которое будет ему освещать во мраке путь к смерти.

Сочинение Характеристика Аси

Повесть «Ася», созданная в 1858 году в Париже, является одним из самых романтичных произведений Тургенева. В центре повествования невероятно обаятельный, искренний и в то же время загадочный образ семнадцатилетней девушки.

Рассказчик знакомится с Асей и Гагиным, путешествуя по Германии. Молодые люди вместе путешествуют по окрестностям, господин Н. часто бывает у них в гостях, но на протяжении нескольких встреч для него остается загадкой, кем же приходится Ася Гагину: сестрой или невестой. Рассказ самого Гагина проливает свет на прошлое Аси и больше не оставляет никаких тайн. Ася – дочь помещика, отца Гагина, и горничной Татьяны. Отец Аси и Гагина хотел жениться на Татьяне, но она отказывалась, не хотела входить хозяйкой в барский дом, чувствовала себя не вправе так сделать. Всё это Гагин узнает только после смерти отца и некоторое время пребывает в затруднении, не решив, что же делать с Асей. Он отдает ее на воспитание в один из пансионов, но там жалуются на ее дерзость, непокорный нрав. Она практически не находит подруг, неловко чувствует себя в среде дворянских девушек.

Тургенев создает невероятно обаятельный образ Аси. Худенькая девушка с короткими темными кудрявыми волосами, черноглазая, с длинными ресницами и бледной кожей. Повествователь отмечает и изящество маленькой ручки, и вечно изменчивое выражение лица, и отсутствие всяческого кокетства во всем ее облике

В начале знакомства поведение Аси кажется господину Н. диковатым, странным. В каждую новую встречу она словно играет новую, выбранную ею роль: то прыгает, как юная козочка, по развалинам старинного замка, то ведет себя как благовоспитанная, чинная барышня. Рассказчик не находит объяснения таким неожиданным превращениям, его интригует характер девушки. Брат Аси тоже не всегда ее понимает. Кажется, она вся сплетена из противоречий: гордая и самолюбивая, но в то же время добрая, иногда неловкая, угловатая. Возможно, воспитанная в крестьянской среде, она всё еще чувствует себя чужой среди образованного общества.

Когда повествователь лучше узнает Асю, он видит глубину ее натуры, ее потребность в осмысленном существовании, поиски цели жизни, стремление к подвигу. Ася сокрушается о недостаточности своего образования, спрашивает совета у господина Н.

Порывистость, искренность Аси сказываются и в том, что она назначает встречу господину Н. в доме у фрау Луизе, говорит с ним о любви. Повествователь тоже влюблен в Асю, но не видит своего будущего с ней, не готов принять судьбоносное решение.

Главная героиня повести, младшая сестра Гагина, возлюбленная господина Н., один из самых поэтичных женских образов в творчестве Тургенева. Ася была дочерью состоятельного дворянина и горничной. Рано лишившись матери, она осталась на попечении у отца. Вскоре и отец умер, тогда заботу о ней взял на себя ее старший брат по отцу – Гагин.

Один из основных персонажей повести, старший брат Анны (Аси) и друг главного героя. Впервые Гагин встречается на «коммерше», то есть немецкой студенческой вечеринке. Он приехал в город на правом берегу Рейна, чтобы проводить больше времени с сестрой и заниматься любимым искусством. Здесь они познакомились с Н.Н., которому было на тот момент 25 лет.

Главный герой произведения, повествователь, друг Гагиных. Этот герой Тургенева относится к «новому» поколению людей, пришедших на смену «лишних». Именно он повествует историю знакомства, произошедшую много лет тому назад в городке на берегу Рейна. Ему тогда было всего двадцать пять лет, и он хотел повидать мир.

Отец Гагиных

Был хороший человек, но в жизни ему не везло. Первая жена умерла рано, Гагину было всего 6 месяцев. Он уехал в деревню, где прожил двенадцать лет, никуда не выезжая. Через несколько лет после смерти жены сошёлся со служанкой Татьяной, от которой у него родилась Ася. Когда Асе было 9 лет, Татьяна умерла. Сам отец умер от тяжёлой болезни, когда Асе было 13 лет.

Татьяна

Мать Аси, гордая и строгая служанка матери Гагина. Сошлась с отцом Гагина и родила ему девочку Асю. Отец звал её замуж, но она отказалась. Жила отдельно от него вместе с дочкой. Умерла, когда Асе было 9 лет.

Дядя Гагина

Родной брат отца Гагина, который забрал его из деревни. Дядя увёз его в Петербург, где жил сам и был там довольно значительным.

Яков

Камердинер отца Гагина. Именно ему было поручено рассказать всю историю Аси Гагину.

Фрау Луизе

Старушка-немка, с которой подружилась Ася и она её также любила. Вдова бывшего местного бургомистра. Именно у неё назначила свидание Ася Н.Н., чтобы проститься. И именно она отдала прощальную записку Аси господину Н.

Хозяйка Гагиных

Эпизодический персонаж, хозяйка дома, где жили Гагины.

Повесть «Ася» И.С. Тургенева не такая длинная, но краткое содержание все равно требуется школьникам по ряду причин.

Трогательная повесть в сокращении поведает о любви, а так же поможет школьникам в создании читательского дневника по данному классическому произведению.

Краткий пересказ каждой главы поможет выстроить правильную структуру всего текста у читателя и даст полное представление о повести.

О повести «Ася»

Сюжет повести может показаться немного наивным, немного простым, но бесконечно лиричным. История совсем юной девушки берет читателя за душу своей чистотой и невинностью девичьих мечтаний.

Главные герои повести «Ася»

Господин Н.Н. – автор, он же главный герой повести. Это молодой человек знатного происхождения. Веселый и горячий.

Неограниченный в средствах, он путешествует по Европе в духе того времени. После несложившегося романа с одной миленькой вдовой, главный герой решать уединиться в маленьком городке З. на берегу Рейна в Германии, чтобы полностью отдаться своей меланхолии.

Ася – юная девушка семнадцати лет, совсем ребенок. Невысокого роста, стройная, с темными волосами и смуглой кожей. Она ловкая, иногда с повадками озорного мальчишки. Хоть ее отец и был знатным дворянином, но дочь родилась вне брака, от горничной умершей жены отца Татьяны.

Девочка попала на воспитание к отцу в знатный дом только после смерти своей матери. Достойного воспитания и образования получить не успела. Отец тоже вскоре скончался и совсем молодая девушка осталась на попечение сводного брата Гагина. Он же вскоре увез сестру в Петербург и поместил в благородный пансион, где она пробыла 4 года.

Гагин, имени его автор не упоминает – красивый молодой человек с мягкими чертами лица и приятный в общении. Мать его умерла рано, и он воспитывался отцом до 12 лет в деревне, после чего уехал учиться и служить в Петербург к дяде. Отец их на смертном одре поведал сыну, что Ася его сводная сестра и завещал 20-тилетнему сыну заботиться о ней.

Сестре тогда было 13 лет. Гагин был в полном замешательстве, как ему жить дальше с внезапно появившейся сестрой на руках. Когда молодая девушка больше не могла оставаться в пансионе, Гагин решил уйти со службы и уехать за границу на год или два вместе с сестрой.

Другие персонажи повести И.С. Тургенева «Ася»

Главные герои живут почти в полном уединении, поэтому второстепенных персонажей в повести немного.

Фрау Луизе – старая жена покойного бургомистра, проживающая в городе Л., где разворачивается основное действие повести. Главная героиня навещала ее и даже была с ней в доверительных отношениях. Что связывало юную девушку со старой немкой, автор не поясняет.

Лодочник, мальчик с записками от Аси, горничная в доме Гагиных, девушка Ганхен из пивной – совсем эпизодичные персонажи, характеры которых автор не раскрывает.

«Ася» — краткое содержание по главам

Глава 1

Автор начинает повесть с рассказа о себе, как он оказался в маленьком немецком городке З. Путешествуя без цели и наслаждаясь «пряниками» молодости, автор больше всего любит наблюдать за людьми.

Так он оказывается в городе З., где ищет уединения с разбитым вдовой сердцем. Автор признается, что любовные страдания его были скорее надуманные, а временное уединение лишь часть путешествия.

Так, однажды сидя на берегу Рейна, Н. слышит звуки музыки – играют вальс. Он узнает у прохожего, что студенты приехали в город Л. на коммерш – встреча студентов одного братства. Н. решает отправиться в город Л. посмотреть на этот коммерш.

Глава 2

Студенты в традиционных костюмах собираются и пируют до утра. Так в городе Л. они собрались в городском саду и заказали оркестр. Жители города столпились поглазеть на заезжую молодежь. Н. было интересно быть в толпе и наблюдать за новыми лицами.

Вдруг он услышал русскую речь прямо рядом с собой. Так он познакомился с Гагиным и Асей – они так же пришли на коммерш. Н. они сразу понравились, хоть он и не поверил, что они брат и сестра – уж очень непохожи.

Когда Гагин пошел провожать Н. к реке, сестра вдруг обогнала их и договорилась с перевозчиком о переправе. Они условились встретиться на другой день и автор уехал домой счастливый.

Глава 3

На следующее утро Гагин явился к Н. рано. За кофе Н. поведал ему историю своей несчастной любви к вдове, а Гагин рассказал, что увлекается живописью и предложил посмотреть его этюды.

Н. Согласился, и они отправились через реку. Сестры молодого человека не было дома. Горничная сказала, что она ушла на развалины. Гагин показал свои рисунки – живые и размашистые, но все незаконченные. Он сам признался Н., что лень мешает ему. Они решили пойти найти Асю.

Глава 4

Гагин и Н. сразу нашли девушку на развалинах старой крепости. Она, словно желая удивить их, прыгала по каменистым склонам над пропастью.

Н. любовался ее ловкостью, но при этом ему было досадно за такое ребячество.

Гагин случайно оговорился о даме сердца Н., и Ася задумалась. Вернувшись домой, она искусно разыграла за обедом новую роль – приличной и благовоспитанной барышни. После обеда озорница отпросилась у брата к фрау Луизе.

Н. понял, что привязался к Гагину, и в этот день они сошлись окончательно. Гагин пошел провожать Н. и они зашли к фрау Луизе за Асей. Та кинула им из окна дома ветку гераниума, пошутив что она дама сердца Н.

Вернувшись домой, Н. долго думал с досадой об этой баловнице, весь в сомнениях, сестра ли она Гагину.

Глава 5

На следующий день с утра Н. снова отправился к Гагиным, в тайне желая посмотреть, будет ли чудить Ася и на этот раз. Но та, скромно одетая, сидела за шитьем. Гагин собирался идти рисовать этюды с натуры и Н. пошел с ним.

Проведя весь день на природе в увлеченной беседе, Гагин и Н. вернулись домой. Ася была в таком же расположении и рано ушла к себе. Н. в этот раз не заметил ни тени кокетства в ней.

Н. поехал домой и заснул, думая о девушке и ее переменчивом нраве. Н. никак не мог поверить, что Ася – сестра Гагина.

Глава 6

В течение следующих двух недель Н. бывал у Гагиных каждый день. Ася больше не позволяла себе шалостей и была прилежной. Н. отмечал разницу в воспитании брата и сестры. Н. заметил, что Гагин обращался с девушкой не по-братски, слишком ласково.

Как-то Н., придя к свои новым друзьям, случайно подслушал их разговор в саду, где Ася с жаром убеждала Гагина, что она никого больше не хочет любить, только его. Н. бегом пустился домой, не желая себя выдать.

Его догадки подтвердились, но Н. не понимал, зачем они морочили его историей про брата и сестру.

Глава 7

На следующее утро Н. отправился в поход в горы. Он не желал видеться с Гагиными. Так Н. бродил по окрестностям три дня, наслаждаясь спокойствием. Н. даже попытался воскресить в душе образ вдовы, но ничего не получилось – чувства прошли окончательно.

Больше он о ней не вспоминал. По возвращении домой, Н. нашел записку от Гагина, тот удивлялся, почему Н. ушел и не взял его с собой и просил сразу прийти к ним.

Глава 8

На следующее утро Н. отправился в город Л. Гагин был рад его видеть, но Н. был напряжен и разговор не клеился. Ася была дома и вела себя неестественно – то смеялась без повода, то убегала. Н. это напрягло еще больше и он, сославшись на дела, объявил, что ему надо домой.

Гагин поехал через Рейн с Н. провожать его. Тут Гагин рассказал историю Аси – о ее происхождении, об их отце, о том, почему сестра не получила достойного воспитания, о жизни девочки в пансионе после смерти отца и о своем решении отправиться с ней вместе в путешествие по Европе.

Гагин просил не судить сестру строго и поведал, что она очень дорожит мнением Н., хоть и не показывает этого. Н. поинтересовался, были ли у Аси увлечения мужчинами, но Гагин заверил, что ей никто раньше не нравился. Н. стало легко на душе и они вместе опять вернулись в Л., в дом Гагиных.

Глава 9

Главная героиня встретила их молчаливо. Н. посмотрел на нее другими глазами.

Пока Гагин разбирал этюды, Н. предложил Асе прогуляться в саду. И она радостно согласилась.

Они болтали о походе Н. в горы, о том, почему Н. был расстроен в прошлый визит, и почему девушка смеется без повода.

Ася спросила о даме сердца Н., но он сказал, что никакой дамы нет и никто ему не нравился.

Молодая девушка перестала дичиться и предложила идти танцевать вальс, а Гагин чтобы им играл. Они вальсировали и Н. заметил, как женское начало проступает в ней через девичью строгость.

Глава 10

Весь день прошел просто и весело. Н. ушел поздно и захотел прокатиться на лодке вниз по Рейну. Рассматривая звездное небо и черную глубину реки, в Н. зародилось новое чувство – жажда счастья, счастья до пресыщения.

Глава 11

На следующий день Н. шел к Гагиным счастливый. Радовался сближению с Асей. Но придя к ним, Н. застал девушку нарядной, но печальной. А Гагин был в творческом расположении духа и размашисто писал картину.

Н. не стал мешать ему и завел беседу с Асей. Ее беспокоило свое образование, он жаловалась, что плохо спала и все думала, что недостаточно хороша. Девушка спросила у Н., не будет ли ему скучно с ней такой. Н. ответил, что не будет, и Ася горячо стиснула его руку. Потом вышла из комнаты.

Глава 12

Вернувшись к Н. и брату через час, Ася призналась Н., что ее мучают мысли, что она скоро умрет. Весь день она была озабоченной и печальной, а на прощанье пообещала Н. говорить ему всегда только правду.

Гагин предложил сыграть им вальс, как вчера, но Ася наотрез отказалась. Н. отправился домой с мыслями, что Ася влюбилась в него.

Глава 13

На следующий день Н. проснулся с вопросом «неужели она меня любит?». Образ «девушки с натянутым смехом» въелся ему в душу. Н. отправился в Л., но Асю за весь день видел только мельком. Ей не здоровилось и она лежала у себя. Домой Н. вернулся поздно.

На другой день Н. бродил по городу, когда к нему подошел мальчишка и передал записку от Аси. Она звала его прийти к каменной часовне в четыре часа. Н. передал посыльному, что будет.

Глава 14

Взволнованный Н. вернулся домой и тут к нему пришел Гагин. Он был взволнован и рассказал Н., что Ася влюблена в него. Гагин сообщил, что у Аси был жар ночью и в лихорадке она призналась, что любит Н. и просила увезти ее как можно скорее, если он хочет, чтобы она осталась в живых.

Гагин рассказал о страхах девушки, что Н. презирает ее и боится, что Н. знает ее историю неблагородного происхождения. Ася спрашивала у брата, не рассказал ли он всё о ней Н. Гагин не признался и пообещал увезти ее завтра же, и только тогда она заснула. Но сначала решил прийти к Н. и узнать, нравится ли ему Ася. Н. сказал что нравится, но о женитьбе говорить еще невозможно.

Н. признался, что получил от девушки записку и показал ее. Они договорились, что Н. пойдет на свидание, а Гагин будет сидеть дома, как будто ничего не знает, а вечером встретится. Н. просил дать ему срок до вечера, чтобы принять решение женится он на его сестре или нет.

Глава 15

В назначенное время Н. прибыл в Л. и там его опять встретил мальчишка с запиской. Ася назначила встречу через полтора часа у фрау Луизе. Н. пошел выпить пива и думал о свидании. Он думал, что совсем недавно мечтал о счастье, а сейчас готов оттолкнуть его.

Н. решил, что не может жениться на Асе и не будет говорить, что тоже любит ее. С такими мыслями Н. отправился к фрау Луизе. Старуха встретила его внизу и провела на третий этаж, где уже ждала его Ася.

Глава 16

Ася сидела в полумраке и боялась даже взглянуть на Н. Говорить она не могла. Н. взял ее холодную руку и увидел ее глаза – «взгляд женщины, которая полюбила».

Н. не сдержался и приник губами к ее рукам, а когда поднял голову, увидел, что лицо Аси изменилось.

Страх исчез, она преобразилась. Он привлек ее к себе, ее шаль упала на пол и Ася прошептала одно слово «Ваша».

Вдруг Н. вспомнил Гагина и рассказал девушке, что ее брат все знает, что он приходил к Н. и видел записку.

Ася сказала, что позвала его, чтобы проститься перед отъездом. Н. в лихорадке говорил, что чувство только зародилось, а она уезжает, и они должны расстаться.

Н. обвинял Асю в поспешности и неосторожности. Та зарыдала, а потом исчезла из комнаты.

Н. не успел сказать самого главного и стоял пораженный. Потом тоже вышел из комнаты.

Глава 17

Н. шел как в бреду по полю и думал, что натворил, как обидел Асю своими упреками. Слова «Ваша» жгли его и он называл себя безумцем. Н. направился к дому Гагиных.

Глава 18

Гагин встретил Н. на пороге и сказал, что Ася не появлялась. Н. сказал, что он объяснился с ней, как было условлено, и она ушла. Молодые люди отправились искать Асю, решив разделиться. Уже стемнело.

Глава 19

Н. бегал по городу в поисках Аси. Побежал к Рейну, искал ее на берегу и почувствовал любовь к Асе. Он кричал и громко звал ее. Кричал, что любит ее и они никогда не расстанутся. Н. страшно было думать, что Ася могла сделать с собой, но решил идти к дому узнать, не нашел ли ее Гагин.

Глава 20

Подходя к дому, Н. увидел свет в комнате девушки. Её брат выглянул из дома и сказал, что она вернулась и все в порядке. Н. Хотел с ним переговорить, рассказать о своих чувствах и просить руки его сестры.

Но Гагин сказал, что лучше встретиться завтра, и они простились. Н. вернулся домой окрыленный. Он предвкушал счастье.

Глава 21

На следующее утро Н., подходя к дому Гагиных, заметил неладное – все окна и двери были открыты. Служанка сказала, что они уехали рано утром, и передала Н. письмо от Гагина.

Он писал, что уважает его предрассудки и понимает, что Н. не может жениться на его сестре. Брат девушки просил не искать их.

Н. был в бешенстве и решил немедленно разыскать их. Н. узнал, что они поплыли по Рейну в Кёльн. По дороге домой за вещами, Н. проходил мимо дома фрау Луизе. Та окликнула его и передала записку от Аси. В ней девушка прощалась навсегда с Н. и говорила, что при вчерашней встрече хотела услышать от него одно только слово, но не услышала.

Н. корил себя, за то, что не сказал ей это слово, но потом расточал его на ветер, когда искал ее на берегу. Н. понял, что Ася не могла вынести такого удара и поэтому уехала, в этом не было кокетства.

В тот же день Н. отплыл в Кёльн.

Глава 22

В Кёльне Н. узнал, что Гагины отправились в Лондон. Отправился за ними, но в Лондоне их след пропал.

Н. недолго грустил по Асе и утешал себя мыслью, что не был бы счастлив с такой женой. Н. думал, что придет любовь еще сильнее, но ошибся.

Чувство, возбужденное девушкой, было самым нежным и больше не повторилось. Н. так и не обзавелся семьей и все, что у него осталось от Аси – это засохший цветок гераниума и записочка.

Заключение

Повесть Тургенева показывает хрупкий мир девичьих мечтаний, который создает неповторимый образ — образ «Тургеневской барышни». И по сей день этот образ рисует нам кротость, невинность и чистоту юности.