Описание щита ахилла в илиаде читать. Щит Ахилла: Фреска из Помпей: Семантика щита

О щитах в «Илиаде» говорится много и со вкусом. Одно только описание щита Ахилла чего стоит. Но не надо забывать, что Троянская война была где-то в интервале 1250 – 1100 гг. А вот вся эпоха Минойского времени, Крито-микенской культуры, Ахейского периода и Эгейской цивилизации (на самом деле все это одно и то же!) и началось раньше, и закончилось несколько позже этого времени. Поэтому рассказ о самых распространенных по всему миру круглых щитах следует начать с того, что такие круглые щиты в Эгейском районе начали применять приблизительно около 1300 г. до н.э.

Микенский кинжал со сценой охоты. Афинский археологический музей.

Причем цельнометаллические (бронзовые) щиты этого времени известны по находкам в Центральной и Северной Европе, но не в Элладе и в Малой Азии. Но поскольку хорошо сохранившиеся круглые бронзовые щиты там находят, то применение их считается полностью возможным и воинами ахейского мира.


Статуэтка бога или воина из Энкоми, Кипр (около 1200 г. до н.э.). Музей в Никосии.

Некоторые из золотых бляшек, пуговиц и терракотовых украшений из царских могил шахтных в Микенах датированных 1500 г. до н.э. были интерпретированы Генрихом Шлиманом как миниатюрные копии щитов. Подтверждается его мнение находкой большого деревянного объекта (который был собран из многих фрагментов) в могиле №5 в Микенах (около 1500 г. до н.э.), поскольку это почти наверняка часть щита. В центре сохранившейся части находится круглое отверстие, которое служило для крепления рукоятки, которую снаружи прикрывал металлический умбон.


Карта Эгейского мира.

Есть фрагмент фрески со сценой охоты из Пилоса (около 1300 г. до н.э.), где также изображен круглый щит. Круглые щиты, изготовленные из нескольких слоев кожи, описаны также и в «Илиаде». Есть медная статуэтка, «фигура из Энкоми», изображающая воина с копьем и круглым щитом. Круглыми щитами вооружены и воины «народов моря», изображенные на рельефах храма Рамзеса II в Мединет-Абу.

Зато именно в этой части света появился совершенно необычный по форме так называемый «прото-дипилонский» щит, имевший вид огромной выпуклой восьмерки. Эти щиты имели вертикальное деревянное ребро и основание, скорее всего, сплетенное из лозы и обтянутое бычьей шкурой.


Дипилонский щит из кожи. Реконструкция. В начале VIII в. до н.э. в Греции существовало два основных типа щита: овальный, с выемками с обеих сторон – этот тип обычно называют дипилонским, по названию кладбища в Афинах, где нашли много изображений таких щитов, и круглый, с расположенной в центре ручкой. Дипилонский щит почти наверняка напрямую восходит к микенским щитам в форме восьмерки.

Прутья при плетении могли пропускаться через отверстия в этой деревянной раме, хотя это и не более чем гипотеза. В этом случае прочностные характеристики такого щита повышались еще больше, причем он ведь мог быть покрыт и не одной шкурой, а иметь покрышку из нескольких выделанных и соединенных между собой кож. В этом случае прочность такого щита вполне могла соответствовать прочности щитов кафров-зулусов XIX века, которые выделывались из кожи носорога и гиппопотама и выдерживали удар когтистой львиной лапы!


Щит на фреске из дворца в Кноссе (около 1500 – 1350 гг. до н.э.)

Изображений этих щитов предостаточно. Это и фрески из дворца в Кноссе, и минойские вазы и даже фигурки охотников на львов на клинке великолепного бронзового кинжала из археологического музея в Афинах. На этом клинке, кстати говоря, изображены щиты двух типов: «восьмеркообразный» и прямоугольный с полукруглым выступом наверху.

Такой щит мог быть усилен металлическими оковками по краям и даже обтянут металлическим листом сверху. Интересно, что и в «Илиаде» основным материалом для щитов ахейцев и троянцев являются выделанные бычьи шкуры, усиленные металлическими элементами. Есть изображения прямоугольных щитов совершенно явно покрытых шкурой быка шестью наружу и на знаменитых фресках из Акротири с острова Санторин.


Охота на льва, в которой участвуют лучник и копейщик с восьмеркообразным щитом. Печать из Кудонии, XVI в. до н.э.

Фреска из так называемого «западного дома», из Акротири с острова Санторин. На фреске в ее верхней части хорошо видны воины в шлемах из кабаньих клыков с большими, в рост человека прямоугольными щитами, покрытыми разноцветными бычьими шкурами. Такой щит должен был служить воину прекрасной защитой, но и наличие его говорит о многом. Одному воину иметь такой щит смысла не имеет! Только множество воинов с такими щитами, построившихся в фалангу, имеют смысл на поле боя. А это значит, что фаланга была известна уже тогда. Кстати, длинные копья в руках у воинов подтверждают эту гипотезу. Кстати, рисунок сам по себе очень понятен, хотя рисовал его художник, живший от нас в незапамятные времена. Воины защищают город, живущих в нем женщин и пастухов, пригоняющих в город стада. На море мы видим флот и занятых каким-то важным делом ныряльщиков.


Аякс со своим щитом. Современная реконструкция.

Простые щиты с «покрышкой» из волосатой шкуры могли быть значительно усовершенствованы. Например, путем соединения нескольких кож между собой. Именно таким, то есть «семикожным» и еще покрытым бронзовым листом, был щит Аякса Теламонида. Считается, что такой большой щит будет слишком тяжелым. Известно, что средняя плотность бронзы 8300 кг/м3. Таким образом, при размере листа на таком щите от 1,65 м до 1 м, ширине около 70 см и толщине 0,3 мм даст нам вес около 4 кг. Общий вес семи бычьих шкур это 6 кг плюс 4 кг бронзовой пластины, то есть общий вес щита будет около 10 кг. Тяжело, но возможно, к тому же «Илиада» подчеркивает, что этот щит был тяжел и для самого Аякса.

В «Илиаде» описан также щит Ахилла, изготовленный богом Гефестом, причем красоты ради он сделал на нем много изображений. Известный английский ученый Питер Коннолли и итальянский историк Раффаэле Д"Амато постарались реконструировать сцены, изображенные на этом щите. Работа была проделана большая, поскольку всего на щите Ахилла было 78 сцен, так что ее объем можно себе представить!

Для максимальной достоверности изображения и копирования характерной манеры того времени использовались изображения с фресок, а также различные артефакты. Например, охотничьи собаки – фреска из Tиринфа XIII в. до н. э.; ахейская женщина – фреска Tиринфа XIII в. до н. э.; женщины на колеснице – фреска Tиринфа XIII в. до н. э.; жрицы с храмовой фрески из Микен XIII в. до н. э. – ну и так далее.


Реконструкция щита Ахилла.

На основании описания в «Илиаде» щит Гектора вполне можно представить себе как «восьмеркообразный» (тип прото-дипилонский) из нескольких слоев бычьей шкуры.

В домашней библиотеке моего скудного детства, пришедшегося на военные времена, насчитывалось всего-навсего семь книг. Одна из них была дороже всех, хотя и не художественная, — труд профессора-историка Н. А. Куна «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях».

Я перечитывал эту книгу множество раз. Из замечательных героев Древней Эллады мне особенно полюбился Ахилл (или Ахиллес) — участник Троянской войны, воспетый великим певцом Гомером в поэме «Илиада».

Понимаю, что вряд ли найдется читатель, не слыхавший про Гомера, «Илиаду» и юного вождя мирмидонян Ахилла, но удержаться от краткого пересказа общеизвестной истории не могу.

Величайший герой Эллады Ахилл родился во дворце царя Пелея. Его мать — богиня Фетида, одна из пятидесяти дочерей бога морских глубин Нерея, — стала женой смертного человека, ибо ей было предсказано рождение сына, который превзойдет могуществом и славой своего отца. Ни Зевс и никакой другой бог-олимпиец не рискнул взять в жены прекрасную Фетиду. Вот и отдали ее царю Пелею.

На свадебном пиру произошла знаменитая ссора трех великих богинь — Геры, Афины и Афродиты. Они заспорили: кому должно принадлежать золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей»? Спор бессмертных богинь привел людей к многолетней Троянской войне.

Бессмертная Фетида знала, что ее сын Ахилл погибнет на этой войне. Мечтая перехитрить судьбу, она с рождения закаляла тело младенца в водах подземной реки Стикса, держа Ахилла за пятку. Он стал неуязвим для стрел и любого другого оружия смертных, и только пятка осталась у него слабым местом.

Как раз в пятку и попала роковая стрела, выпущенная из лука троянского царевича Париса и подправленная в полете самим богом Аполлоном. Ахилл погиб, и прах его был похоронен под насыпным курганом на Сигейском мысу (ныне мыс Енишехир в Турции)...

Добрая, можно сказать, величайшая память об Ахилле живет в моей душе с детства. Уже взрослым я узнал, что славный герой «Илиады» нравится миллионам людей. Оказалось, что его соплеменники, эллины, не согласились с гибелью Ахилла под стенами Трои и подарили ему божественную загробную жизнь... на черноморском острове Змеиный. Разумеется, тогда, до нашей эры, остров в Эвксинском Понте назывался Левка.

Прекрасный подарок для героя, который еще в юности из двух жребиев — краткую жизнь, но бессмертную славу или долгую жизнь, но прожитую бесславно — выбрал первый. На многие века образ Ахилла стал воплощением достойного гражданина и воина.

В VII веке до нашей эры на правом берегу реки Буг (у лимана в 35 километрах от города Николаева) греки-колонисты построили крупный полис Ольвию. Город стал торговым центром на Черном море, через который эллины общались со Скифией.

Мореходы, основатели Ольвии, преклонялись перед Ахиллом и считали его своим божественным покровителем. Жилищем бога-героя и его прекрасной супруги Елены, дочери Зевса и Леды, верили они, был остров Левка. Ольвийцы построили на пустынном острове великолепный храм, в котором Ахилл почитался как властитель Эвксинского Понта. Все мореходы, ради благополучия плавания, специально заходили на остров Ахилла и подносили ему дорогие подарки, жертвоприношения.

В храме веками, пока длилась греческая колонизация северных берегов Черного моря, накапливались сказочные богатства. О художественном уровне храмовых украшений мы можем судить по постаменту для статуи Ахилла, который сохранился до наших дней и находится в Одесском археологическом музее.

В последние годы специалисты из Одесского музея, спелеологи и аквалангисты не раз высаживались на остров Змеиный. Они занимались обследованием подводных гротов, карстовых пещер, прибрежного морского дна. Пока их поиски не увенчались какой-либо серьезной находкой, что не помешало директору музея заявить:

«В Европе нет другого такого же ценного для археологической науки острова, как Змеиный. Более тридцати авторов древности писали об острове Левка (Белом) — так называли его в те времена.

Нет сомнений, что поиски статуи Ахилла следует продолжать!

Кроме того, нельзя забывать о знаменитом щите славного героя, сделанном для него за одну ночь в кузнице хромоногого бога Гефеста».

Щит, огромный, выпуклый, круглый, был сделан из пяти сложенных медных листов и окован тройным ободом. Божественный кузнец-художник украсил щит множеством изображений из золота, серебра, белого олова. Наверху полукругом раскинулось небо; по нему плыли золотое солнце, серебряный месяц и блестящие созвездия. Внизу была изображена земля и жизнь людей, как она проходит на этой земле.

Посреди земли — два города. Один живет мирной жизнью: по улицам с плясками движется свадебное шествие; на площади собрался народ; между горожанами на отесанных камнях сидят старейшины со скипетрами в руках; они выслушивают просьбы и жалобы граждан и вершат суд.

Другой город обложили враги; навстречу им, сверкая щетиной копий, выходит войско защитников города. Над воинами возвышаются две фигуры в золотых доспехах — это боги Арей и Афина предводительствуют войсками. По рядам рыщут Вражда и свирепая Смерть.

За городами расстилаются широкие поля. Землепашцы погоняют волов, запряженных в плуг; кругом чернеет вспаханная земля. Наемные работники жнут золотую ниву; следом за ними идут дети — они собирают охапки сжатых колосьев и передают их вязальщикам снопов. Между работниками стоит владелец поля. В стороне, под тенью дуба, глашатаи режут овец и жарят мясо на ужин жнецам, а женщины просевают белую муку, чтобы испечь хлеб.

За полем виден виноградник — весь золотой, с черными гроздьями винограда, висящими в золотой листве. Юноши и девушки несут плетеные корзины, доверху наполненные срезанным виноградом. Мальчик с лирой в руках развлекает работников пением.

Вот стадо быков, золотых и серебряных, стремится на водопой; за стадом идут пастухи с целой сворой собак. Из камышей появились два свирепых льва: они опрокинули переднего быка, терзают его зубами и когтями. Пастухи натравливают собак на львов, но собаки боятся подойти к хищникам и только лают издали, поджав хвосты.

Картину на щите замыкал веселый хоровод юношей и девушек; у юношей через плечо висели золотые ножи на серебряном ремне; девушки были все в легких одеждах, с венками на головах. Щит окаймляла белая полоса — это была мировая река Океан, обтекающая землю.

Ни один художественный пересказ «Илиады» Гомера не обходится без подробного описания чудо-щита! Где затерялся этот великолепный шедевр божественного искусства?

Все кладоискатели по натуре — доверчивые оптимисты. Они охотно верят в существование щита Ахилла и не желают смириться с его пропажей. Еще знаменитый Генрих Шлиман, раскопавший на заработанные в России деньги античную Трою, часто говорил:

— Я должен найти щит Ахилла.

Для всемирной славы ему хватило того, что он нашел «клад царя Приама» — знаменитое золото Трои.

Щит Ахилла, в реальность которого верил Г. Шлиман, бесценен тем, что представляет собой художественно исполненный великий символ всего мира. Поэтому археологи разных стран не перестают надеяться, что кому-то удастся найти его.

Эта цель не остается в стороне от внимания российского Института археологии, научные экспедиции которого идут по стопам российских исследователей И. И. Бларамберга и П. А. Дюбрукса, которые в начале XIX века обнаружили на дне Керченского пролива, к югу от косы Чушка, шесть мраморных колонн. Внимательно изучив античную литературу, археологи предположили, что эти колонны принадлежали некогда храму Ахилла.

Думается, что шансы у археологов и кладоискателей Украины имеются. Ведь у них в Одесском музее находится такой бесспорный козырь, как часть постамента статуи Ахилла с острова Левка (название острова, к сожалению, в разных литературных источниках пишется по-разному: то Левки, то Левка). Если им удастся найти статую героя у берегов острова, то такая находка, несомненно, вдохновит всех остальных искателей, мечтающих вернуть человечеству и легендарный щит Ахилла.

Щит Ахилла - щит который выковал Гефест для Ахиллеса за одну ночь.

Щит Ахилла был крепкий и большой. Щит имел центр с небольшим подъемом, что символизировало земную твердь, которая должна, по мнению древних, форму щита с срединной горой, «пупом земли».

Щит, выкованный Гефестом прославленному воину Ахиллу, был крепкий и большой. Пять кожаных слоев взимал тройной обед, ярко блестел, а на самом щите Гефест вырезал много украшений и до мелочей продуманных изображений различных картин из жизни Древней Греции: описание природы, сцены с городской и сельской жизни. Картины с изображениями поэт разместил в следующей последовательности:

1 картина. Небо и звезды.

2 картина. Свадьба в городе.

3 картина. Судопроизводство на городской площади.

4 картина. Военные действия у стен города.

5 картина. Сельская жизнь. Работа в области.

6 картина. Сбор урожая на поле.

7 картина. Сбор винограда.

8 картина. На пастбище.

9 картина. Танцы.

10 картина. Океан.

Такая последовательность говорит о том, что на щите изображен все мироздание от неба и зрение вверху к Океану внизу. Между океаном и небом - человеческая жизнь во всем своем разнообразии.

Изображение на щите Ахилла расположены по принципу антитезы: мир - война. Из десяти картин восемь - прославление мира, захваченное воспевание мирной жизни людей; две картины - осуждение войны и насилия.

Описание щита Ахилла в Илиаде

Приготовил он прежде всего щит - крепкий и большой,
Хорошо украшенный везде, еще и выковал обед тройной,
Ясноблискучий, и сзади посеребренный ремень приладил.
Щит из пяти был слоев кожаных, а этаж он много
Вырезал различных украшений, до мелочей все продумав тонко.
Землю на нем он изобразил мастерски, и небо, и море,
Солнца неутомимого круг, и серебряный в наводнении месяц,
И бесчисленные созвездия, шо неба своды венчают,
Среди них и Плеяды, и Пады, и мощь Ориона,
И даже Медведицу - другие еще Возом ее называют.
Крутится Виз то на месте и только выглядит Ориона -
Только один к купаний в Океане-реке непричастен.
Вырезал еще на щите он для смертных людей два прекрасных
Города. В одном из них - свадьба и учти производят,
Юных девушек при свете ясных факелов выводят
С их светлиц и ведут через город под пение свадебные.
Бойко кружат в танце юноши, и звучат вокруг
Флейты и формингу звонкие, а женщины, стоя на пороге
Собственных домов, на юные веселье с удивлением зарятся.
Сила народа на площади городской говорила.
Снялась там Буча бурная - двое мужей о пене спорили
Мужчины убитого. Клялся один при народе,
Что заплатил, а тот - возражал это при народе.
В конце обратились они к судье, чтобы распрю кончить.
Шум стоял вокруг: слуги поддерживал каждый.
Народ утолить старались глашатай. кругом священным
Сели старейшины все на обтесанных гладко каминные,
Скипетра в руки взяли от глашатая звонкоголосых
И, вставая с сидений, изрекали поочередно свой приговор.
А посередине в них золотые два лежали таланты,
Чтобы их отдать тому, кто докажет, что он прав.
Второе из городов окружили вокруг многочисленные два войска
В оружия блестящей. И в совете военной они разделились -
Или разрушить все, силой взяв, или драгоценности,
Что так много их в городе прекрасном, пополам поделить.
Те же не сдавались и засаду втайне новую готовили.
Вышли на стены городские защищает их и дорогие жены,
И дети маленькие, и мужи, которых уже старость согнула,
Бои же ушли. Во главе их - Арей и Паллада Афина,
Шли золотые они и в золотом одеяния оба,
Вооруженные, величественные, прекрасные, как настоящие боги, повсюду
Сразу заметны: много-то ниже них были люди.
Быстро дошли они места, где должна их засада быть,
У реки, куда ходят стада все к водопою.
Там спрятались они, блестящей медью укрытые.
Двое соглядатаев спереди шли отдельно от войска,
И ожидали прихода овец и быков круторогих.
Вот подошли они, два пастуха их спокойно гнали,
Наигрывая на флейтах, - никакой беды не ждали.
Те же, только лишь издали их увидев, бросились вдруг
И заняли срибнорунних стадо овец и крупный Стадо
хороших коров, пастухов же обеих убили.
Гул и шум у стада услышали издалека в состоянии,
Сидя в совете военной, и сразу на лошадей рысистых
Вскочили все, и, мгновенно к берегу реки домчавшы,
В боевом порядке в бой с врагами вступили,
И друг друга медными били упорно копьями.
Далее плодородных полей обрисовал он широкие просторы,
Вспаханные трижды, и много на них пахарей с плугами
Впряженные в ига хотел туда и обратно погоняли.
А как, дойдя границы на пашне, завертел уже имели,
Бокал вина, как мед; сладкого, в руки каждый раз
Муж подавал им. И борозду снова они возвращали,
Чтобы как можно быстрее плодородные поля до конца доораты.
Как вспаханная нива, пашня сзади чернела,
Хотя была из золота вся. Такое-то он вырезал чудо.
Далее поля обрисовал властелину. созревшие колосья
Везде по тем полях жнецы гостролезимы жали серпами.
Падали рядом на землю колосья тяжелые охапки,
их сноповьязы тогда перевёсламы туго вязали.
Три сноповьязы стояли вдали. А мальчики сзади
Сжатое собирали колосья и, его охватив обеими руками,
им подавали тщательно. И тут же, радуясь сердцем,
Молча стоял на грани обладатель, на жезл опершись.
Далее под дубом глашатай пир уже готовили,
В жертву принеся быка, и вокруг суетились; а жены
Мукой ячменными его приправлял жнецам на ужин.
Далее он вырезал еще отяжелевший от кистей виноградник
С золота, - кисти синие, до черноты, по нему пестрели;
Листья его на серебряных подпорках держалось надежно;
Рвом он темным обведен был, а вокруг Оловянный
Тин возвышался, лишь одна пролегала сквозь него тропинка
Для носителей, проходивших ней на сбор винограда.
Тропой той девушки и ребята, веселья полные,
В плетеных корзинах кисти несли, как мед; сладкие.
Мальчик, между ними идя, наигрывал на дзвонйстий форминге
И о прекрасном Лина распевал песню замечательную
Голосом нежным. А те, его пению вторя дружно,
Топали в строй им ногами, и весело все танцевали.
Далее он стадо вырезал сильных быков круторогих.
Некоторые из золота, другие с олова их сделал.
Громко мычали все, идя с двора на берег
Реки бурной, густо поросший гибким камышом.
Четверо шло золотых пастухов по сторонам провожать
Стадо, и бегало девять за ними собак быстроногих.
Впереди вдруг два льва ужасные на стадо напали
И поволокли уже быка, ревел и мычал очень
В львиных когтях, а псы и юноши спешили на помощь.
Пастивень вырезал дальше хромой художник несравненный
И билорунних стадо овец в той замечательной долине,
Крытые сараи, и шалаши, и загон, и сарая пастушьи.
Далее еще обрисовал на все руки художник несравненный
Место для танцев, вроде того, что в Кносе просторном
Славный Дедал Ариадне когда соорудил пишнокосий.
В расцвете сил юноши и многим желанные девушки,
Крепко за руки взявшись, кружили в танце веселом.
Толпами толпились люди вокруг и наслаждались весьма
Тем хороводом. Поет громко, певец божественный
Играл среди них на форминге, и под музыки той звучания
Два скоморохи прыгали в середине людного круга.
Далее он вырезал волны мощные реки Океана
С самого края щита, который смастерил так старательно.

На щите был изображен Землю, Солнце, созвездия: Плеяды, Гиады, Орион, Большая Медведица, что ее еще Возом называют. Еще в щите мастерская рука Гефеста вырезала два прекрасных города. На одном изображен свадьбы: юные девушки идут через город и под свадебные песни весело танцуют вместе с юношами. На это веселье с удивлением смотрят с порога своих домов степенные женщины. На городской площади собралась толпа, внутри которой двое мужчин спорят о пене за убитого мужа. Каждый из них доказывает свое. За спором следят старейшины. Они сидят кругом, а перед ними лежат золотые монеты, которые отдадут тому, кто докажет свою правоту.

В другом городе идет война. Вооруженное войско окружило город. Среди воинов нет согласия: часть их хочет разрушить все, а часть поделить ценные сокровища, которые есть в прекрасном городе. А защитники готовятся к обороне. На городские стены вышли и женщины, и маленькие дети, и старые мужи, которых уже согнула старость. Воины, во главе которых Арей и Афина Паллада, сделали засаду у реки, убили двух пастухов и завернули их стада. Услышав шум у стада, воины защитников бросились на нападающих и завязали с ними бой.

Следующее изображение показывает созревшие колосья на полях, жнецов с серпами, вдали сноповьязив и мальчиков, которые собирают колоски. Обнесено высоким забором поле пересекает тропа, которой идут ребята с корзинами сладкого, как мед, винограда. Между ними ходит мальчик и выиграет на «звонкоголосый форминге» и поет нежным голосом веселую песню. Молодежь танцует под музыку и пение мальчика.

Далее расположена картина, на которой изображен стадо круторогих быков, идущих из двора на берег бурной, поросшей камышом реки. Вдруг на стадо напали два ужасные львы и загнали когти в бедное животное, что очень ревела.

Следующая картинка воспроизводит место для танцев, где юноши и девушки кружатся, взявшись за руки, а два скоморохи прыгают в кругу людей. Край щита мастер украсил мощными волнами океана.

Картины на щите Ахилла точно передают верования, быт, мировоззрение людей, которые жили в древности. Гомер использовал такой прием, чтобы показать жизнь простых людей, которые тяжело работали, мужественно защищали свои города от врагов, умели весело праздновать.

...
И вначале работал он щит и огромный и крепкий,
Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод
480
Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый.
Щит из пяти составил листов и на круге обширном
Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.
Там представил он землю, представил и небо, и море,
Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц,
485
Все прекрасные звезды, какими венчается небо:
Видны в их сонме Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
Арктос, сынами земными еще колесницей зовомый;
Там он всегда обращается, вечно блюдет Ориона
И единый чуждается мыться в волнах Океана.
490
Там же два града представил он ясноречивых народов:
В первом, прекрасно устроенном, браки и пиршества зрелись.
Там невест из чертогов, светильников ярких при блеске,
Брачных песней при кликах, по стогнам градским провожают.
Юноши хорами в плясках кружатся; меж них раздаются
495
Лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены
Смотрят на них и дивуются, стоя на крыльцах воротных.
Далее много народа толпится на торжище; шумный
Спор там поднялся; спорили два человека о пене,
Мзде за убийство; и клялся един, объявляя народу,
500
Будто он все заплатил; а другой отрекался в приеме.
Оба решились, представив свидетелей, тяжбу их кончить.
Граждане вкруг их кричат, своему доброхотствуя каждый;
Вестники шумный их крик укрощают; а старцы градские
Молча на тесаных камнях сидят средь священного круга;
505
Скипетры в руки приемлют от вестников звонкоголосых;
С ними встают, и один за другим свой суд произносят.
В круге пред ними лежат два таланта чистого злата,
Мзда для того, кто из них справедливее право докажет.
510
Город другой облежали две сильные рати народов,
Страшно сверкая оружием. Рати двояко грозили:
Или разрушить, иль граждане с ними должны разделиться
Всеми богатствами, сколько цветущий их град заключает.
Те не склонялись еще и готовились к тайной засаде.
515
Стену стеречь по забралам супруг поставив любезных,
Иных сынов и мужей, которых постигнула старость,
Сами выходят; вождями их идут Арей и Паллада,
Оба златые, одетые оба златою одеждой;
Вид их прекрасен, в доспехах величествен, сущие боги!
Всем отличны они; человеки далеко их ниже.
520
K месту пришедшие, где им казалась удобной засада,
К брегу речному, где был водопой табунов разнородных,
Там заседают они, прикрываясь блестящею медью.
Два соглядатая их, отделясь, впереди заседают.
Смотрят кругом, не узрят ли овец и волов подходящих.
525
Cкоро стада показалися; два пастуха за стадами,
Тешась цевницею звонкой, идут, не предвидя коварства.
Быстро, увидевши их, нападают засевшие мужи;
Грабят и гонят рогатых волов и овец среброрунных:
Целое стадо угнали и пастырей стада убили.
530
В стане, как скоро услышали крик и тревогу при стаде,
Вои, на площади стражей стоящие, быстро на коней
Бурных вскочили, на крик поскакали и вмиг принеслися.
Строем становятся, битвою бьются по брегу речному;
Колют друг друга, метая стремительно медные копья.
535
Рыщут и Злоба, и Смута, и страшная Смерть между ними:
Держит она то пронзенного, то не пронзенного ловит,
Или убитого за ногу тело волочит по сече;
Риза на персях ее обагровлена кровью людскою.
В битве, как люди живые, они нападают и бьются,
540
И один пред другим увлекают кровавые трупы.
Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню.
Рыхлый, три раза распаханный пар; на нем землепашцы
Гонят яремных волов, и назад и вперед обращаясь;
И всегда, как обратно к концу приближаются нивы,
545
Каждому в руки им кубок вина, веселящего сердце,
Муж подает; и они, по своим полосам обращаясь,
Вновь поспешают дойти до конца глубобраздного пара.
Нива, хотя и златая, чернеется сзади орющих,
Вспаханной ниве подобясь: такое он чудо представил.
550
Далее выделал поле с высокими нивами; жатву
Жали наемники, острыми в дланях серпами сверкая.
Здесь полосой беспрерывною падают горстни густые;
Там перевязчики их в снопы перевязлами вяжут.
Три перевязчика ходят за жнущими; сзади их дети,
555
Горстая быстро колосья, одни за другими в охапах
Вяжущим их подают. Властелин между ними, безмолвно,
С палицей в длани, стоит на бразде и душой веселится.
Вестники одаль, под тению дуба, трапезу готовят;
В жертву заклавши вола, вкруг него суетятся; а жены
560
Белую сеют муку для сладостной вечери жнущим.
Сделал на нем отягченный гроздием сад виноградный,
Весь золотой, лишь одни виноградные кисти чернелись;
И стоял он на сребряных, рядом вонзенных подпорах.
Около саду и ров темно-синий и белую стену
565
Вывел из олова; к саду одна пролегала тропина,
Коей носильщики ходят, когда виноград собирают.
Там и девицы и юноши, с детской веселостью сердца,
Сладостный плод носили в прекрасных плетеных корзинах.
B круге их отрок прекрасный по звонкорокочущей лире
570
Сладко бряцал, припевая прекрасно под льняные струны
Голосом тонким; они же вокруг его пляшучи стройно,
С пеньем, и с криком, и с топотом ног хороводом несутся.
Там же и стадо представил волов, воздымающих роги:
Их он из злата одних, а других из олова сделал.
575
С ревом волы из оград вырываяся, мчатся на паству,
К шумной реке, к камышу густому по влажному брегу.
Следом за стадом и пастыри идут, четыре, златые,
И за ними следуют девять псов быстроногих.
Два густогривые льва на передних волов нападают,
580
Тяжко мычащего ловят быка; и ужасно ревет он,
Львами влекомый; и псы на защиту и юноши мчатся;
Львы повалили его и, сорвавши огромную кожу,
Черную кровь и утробу глотают; напрасно трудятся
Пастыри львов испугать, быстроногих псов подстрекая.
585
Псы их не слушают; львов трепеща, не берут их зубами:
Близко подступят, залают на них и назад убегают.
Далее - сделал роскошную паству Гефест знаменитый:
B тихой долине прелестной несчетных овец среброрунных
Стойла, под кровлей хлева, и смиренные пастырей кущи.
590
Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный,
Оному равный, как древле в широкоустроенном Кноссе
Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой.
Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками.
595
Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы
Светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют;
Тех - венки из цветов прелестные всех украшают;
Сих - золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых.
Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,
600
Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,
Если скудельник его испытует, легко ли кружится;
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.
Купа селян окружает пленительный хор и сердечно
Им восхищается; два среди круга их головоходы,
605
Пение в лад начиная, чудесно вертятся в средине.
Там и ужасную силу представил реки Океана,
Коим под верхним он ободом щит окружил велелепный.
Так изукрашенно выделав щит и огромный и крепкий,
...

_____________________________________

С древних времен искателей приключений привлекали исторические артефакты. Такие вещи обладали красотой и индивидуальностью, несли в себе магические свойства, которыми наделяли своего владельца. Рискуя жизнью, люди отправлялись на поиски кладов в самые дальние уголки мира ради шанса стать обладателем желанного экземпляра. Одним из таких артефактов является и щит Ахиллеса, речь о котором пойдет в данной статье.

Что это такое?

Описание щита Ахиллеса занимает особое место в произведении Гомера "Илиада", повествующем о последних трагических месяцах троянской цивилизации. Одной из самых значимых фигур в произведении является Ахиллес. В тексте большой раздел отведен его щиту, который был уникален по значимости, красоте и мистичности. Именно он должен был принести победу Ахиллесу и его народу в десятилетней войне с троянцами. И принес.

Герой Троянской войны Мифология

Ахиллес появился на свет вследствие брака царя мирмидонян Пелея и морской богини Фетиды.

Богиня знала, что судьба приготовила ее сыну возможность сыграть важную роль в истории греков при взятии города Троя. Что люди долго будут помнить его как отважного, смелого, славного юношу, равного по силе которому еще долго не будет на свете. Но также знала она и о печальном завершении его жизни под стенами Трои.

Всеми силами пыталась мать защитить дитя от неизбежного финала. Младенца Фетида натирала амброзией, держала в огне, по ночам купала в водах Стикс. Все эти действия сулили ему бессмертие и защиту, и только пятка ребенка, за которую мать держала дитя над водой, осталась беззащитной. Впоследствии это и сыграет роковую роль в жизни Ахиллеса.

Получив неодобрение мужа за действия с ребенком, Фетида была вынуждена покинуть дом супруга и скрыться в морской стихии отца Нерея навсегда. Ахилл же был передан отцом на воспитание кентавру Хирону, который кормил его мозгами и внутренними органами медведей и львов.

Еще будучи совсем юным, будущий герой убивал свирепых животных, в беге превосходил самых быстроногих зверей, а оружием и врачеванием владел виртуозно. Мощь и сила его были непревзойденны. Мать наблюдала за жизнью своего сына, радовалась его успехам и всегда была рядом, чтобы помочь Ахиллесу в трудных ситуациях и оградить от любой опасности. Ее помощь и участие понадобились, когда молодой герой остался без своих доспехов при осаде Трои. Доспехи, копье от Хирона и бессмертных коней от Посейдона отец вручил Ахиллесу, когда сам уже не мог участвовать в многолетней Троянской войне.

Ахиллес же, радушно предоставив эти вещи своему другу Патроклу в битве под Троей, остался без обмундирования. Фетида за новыми доспехами для сына отправилась на гору к Не смог он отказать прекрасной богине в просьбе и за одну ночь выковал для героя щит.

Кузнецом или художником был Гефест?

И кинул Гефест в огонь медь, олово, серебро и драгоценное золото. Из пяти сложенных вместе медных листов выковал мастер большой, круглый и немного выпуклый щит для Ахиллеса. Три обода окаймляют его, а картины из олова, серебра и драгоценного злата украшают. Что изобразил Гефест на щите Ахиллеса?

Вверху полукругом раскинулось небо, а в центре оружия - возвышение (бугор), что символизирует землю: она в центре всего. Что может быть важнее? Вокруг изображены картинки из Два города, символизирующие радость и печаль, добро и зло. Один город навевал мысли о веселье, люди на нем праздновали свадьбы на улицах города, молодые юноши играли на различных музыкальных инструментах, а красиво одетые девушки провожали их взглядами и улыбками. Второй город осаждают враги и люди в борьбе за жизнь устраивают засаду неприятелю. Боги войны Арес и Афина Паллада помогают жителям города, наблюдая за происходящим сверху, а на земле и вражды ищет себе добычу среди доблестных воинов, яро противостоящих врагу.

Также на щите изображен городской суд в виде народного собрания. Старцы с посохами в руках высказывают свои мнения по поводу различных споров жителей города, которые приходят к ним со своими проблемами каждый день. Награда в виде злата ожидает того старца, который рассудит правильно и по чести.

Что изображено на щите Ахиллеса еще? Изобразил Гефест и поля. Пахари работают за плугами. На окраине поля ждут уставших работников кубки с холодным вином и прохлада в тени. Изображена мастером и уборка пшеницы. Часть людей жнет хлеб, вторая его вяжет, а дети собирают колосья. Владелец поля с радостью смотрит, как убирают богатый урожай. Отдельно изображены люди, готовящие еду для работников поля. Одни режут скот для приготовления мяса на огне, другие пекут хлеб. Рядом изображение показывает сбор винограда. Девушки и мужчины несут спелый виноград в корзинах. Прекрасный мужчина играет на лире, а вокруг него люди водят веселый хоровод.

Следующее изображение показывает стадо редких быков цвета золота и серебра, которые идут к реке напиться воды. Львы нападают на рогатый скот и раздирают на куски тело одного из бедных животных. Пастухи хотят помочь, делают попытки отогнать львов с помощью собак, но те чувствуют страх перед королем животных и только лают на них. По соседству показаны пасущиеся овцы, постройки для животных и скромные шалаши пастухов.

Что самое яркое на щите Ахиллеса? Еще одно изображение показывает танцующих статных юношей и красивых девушек в хороводе и селян, смотрящих с радостью на эти танцы. Окружает все эти картины из жизни людей Мировой океан. Красивой каймой расположен он на щите, представляя собой белую полосу. Завершает полную картину на щите Гефест изображением звездного неба с многочисленными созвездиями - Ориона, Плеяды, Гиады и Большой Медведицы.

Вселенная на одном щите

Вся мирская жизнь изображена на щите Ахиллеса. Она включает в себя и радости в виде праздников, и утраты от войны, и простую жизнь людей с ежедневной рутинной работой на полях, и праздники с влюбленными юношами и девушками, кружащимися в танце от счастья.

Все это украшают море и небеса с неизменными нашими светилами дня и ночи - Солнцем, которое неугасимо светит нам каждый день, и Луной, которая управляет Мировым океаном. Звездам люди тоже отводят огромную роль, от их расположения зависят многие судьбы. Люди смотрят на них и ориентируются по ним. Запечатлена целая Вселенная на щите Ахиллеса, а в центре всего - земная твердь. Именно ей человек обязан своей жизнью, своим родом. Этот щит смело можно назвать величайшим произведением искусства. Он был уникален. До этого момента не было еще такого шедевра ни у людей, ни у богов.

Победа и смерть

С этим щитом молодой воин Ахиллес принес победу над Троей своему народу, как и пророчил астролог еще до рождения героя. Но здесь, под стенами побежденного города, Ахилл распрощался с жизнью в битве со своим врагом Парисом. Он поразил его быстрой стрелой в пятку, ту самую, которая так и не была окунута в воды реки Стикс. Обездвиженный Ахиллес не смог увернуться от второй стрелы неприятеля, и она пронзила его грудь смертельно. Как и обещал прорицатель, Троя была побеждена, век героя был недолог, но ярок. Легенды и песни слагали люди в его честь. Храмы и статуи создавались для подношений мирян.

Магические свойства щита Ахиллеса

Золотой зеркальный диск нес в себе невероятные магические свойства. Владельца он делал всесильным над людьми и событиями в жизни. С его помощью Ахиллес мог ориентироваться в любом месте, найти любой нужный населенный пункт или любое другое место на земле и на небе. Люди подчинялись мощи его хозяина и его воле. Он нес в себе притяжение славы, власти и всех богатств жизни. Для его обладателя деньги и золото лились рекой.

Щит Ахиллеса (фото интерпретации приведено в статье) наделен такой властью, что в состоянии показать человеку, заглянувшему в него, любое событие из жизни, будь то прошлое, настоящее или будущее. Но не каждому щит подчиняется и показывает видения. Человек должен обладать определенными высокими духовными качествами и внутренней силой.

Пропажа щита и открытие Трои

После смерти Ахиллеса щит был забран богами на Олимп, так как они считали, что люди недостойны его мистических качеств. Со временем боги не смогли поделить артефакт такой силы между собой, и с тех пор щит исчез навсегда.

Долгое время историки и археологи искали подтверждения существования троянской цивилизации в прошлом, его героя Ахиллеса и магического щита, которому не было равных. Найти и раскопать разрушенный город Трою удалось немецкому археологу Генриху Шлиману в 1873 году. Впоследствии Генрих пытался найти и могилу самого Ахиллеса, чтоб найти и знаменитый щит, который наделяет властью, но поиски не увенчались успехом. Щит не был найден. Гитлер тоже предпринимал попытки найти данный артефакт, но местонахождение щита неизвестно по сей день.

Значение татуировок

Издревле люди наносили на свое тело рисунки для разных целей. Узоры на теле несут в себе информацию о принадлежности к племенам, народам, о положении в обществе, о семейном статусе и наличии детей. С приходом цивилизации многие обозначения упразднились, и татуировки стали частью жизни многих молодых городских людей. Поражает многогранность картинок, форм, объемов, которые люди изображают на своем теле. Каждая из них по-своему уникальна и несет в себе свое особое обозначение, предназначение и влияние на судьбу.

Магический щит на теле

Что же нам принесет изображение магического щита греческого героя Ахиллеса на своем теле?

Нанести тату щита Ахиллеса на свое тело рекомендуется сильным духом людям, которые в состоянии постоять за себя. Тогда такая татуировка станет союзницей в любых начинаниях и делах. Рисунок оградит человека от множества несчастий и невзгод, которые может уготовить ему судьба. Владельца наделит уверенностью и стойкостью, решимостью и напором. Подскажет правильное направление в жизненных ситуациях. А может, еще и богатство подарит своему обладателю...