Шломо — царь Соломон. Царь Соломон: биография, приход к власти, символика

«Пусть тот, кто пойдет туда, следует по пути, указанному на карте, и восходит по снегам, лежащим на левой груди царицы Савской.
На северном ее склоне начинается великая дорога, проложенная Соломоном , откуда три дня пути до королевских владений…».

Легенда о Копях Царя Соломона

Соломон — этот легендарный библейский царь всегда вызывал огромный интерес не только благодаря легендам о Копях царя Соломона. Даже в Библейских рассказах Соломон предстаёт неоднозначной личностью.

Назначив своим преемником Соломона, царь Давид обошёл старшего сына — Адонию. Узнав об этом, Адония устроил заговор против Соломона, но заговор был раскрыт. Давид, огорченный распрей между своими сыновьями, не стал наказывать Адонию, а лишь взял с него клятву, что в дальнейшем он не станет злоумышлять против Соломона; Соломона же заставил поклясться, что он не причинит старшему брату никакого вреда, если тот не будет претендовать на престол.Вскоре Давид скончался а Соломон стал царем .

Адония, казалось, смирился со своей участью. Но однажды он пришел к Вирсавии, матери Соломона, и стал просить, чтобы она помогла ему жениться на Ависаге Сунамитянке — одной из наложниц покойного царя Давида. Вирсавия не увидела в этой просьбе ничего предосудительного и передала ее Соломону. Однако Соломон, услышав о намерении брата, сильно разгневался. Дело в том, что, по обычаю, гарем покойного царя мог перейти только к его прямому наследнику, и Соломон расценил желание Адонии жениться на Ависаге как первый шаг к дальнейшим притязаниям на престол. По приказу Соломона Адония был убит.

Однако, несмотря на вспышки гнева, Соломон был мирным правителем. Унаследовав от отца (Давида) большое и сильное государство, он царствовал сорок лет (972-932 годы до нашей эры). За это время он не вел ни одной большой войны. Hе расправился даже с арамейцем Разоном, который изгнал из Дамаска израильский гарнизон и объявил себя царем. Это казалось тогда инцидентом второстепенной важности, и ошибкой Соломона было то, что он не сумел предвидеть, какой серьезной угрозой для Израиля станет со временем новое арамейское царство.

Соломон был хорошим администратором, дипломатом, строителем и торговцем. Историческая заслуга Соломона состояла в том, что он превратил бедную земледельческую страну с патриархально-племенным строем в единое, сильное в экономическом и военном отношении государство, пользующееся большим авторитетом на международной арене.

В его время Израиль славился великолепием своей столицы и небывалой роскошью царского двора. Доказательством могущества и влияния Соломона был также его чудовищно большой гарем, чрезмерный блеск, каким он себя окружил, и необыкновенно властное обращение с подданными, к которым он относился как к рабам.

При всех этих недостатках нельзя отрицать, однако, положительных сторон царствования Соломона. Ведь именно он великолепно отстроил Иерусалим и сделал его настоящей столицей. Воздвигнутый им храм стал единственным центром и символом еврейской религии. Hеоспоримы его заслуги в деле повышения обороноспособности страны — вспомним строительство системы укрепленных городов и реорганизацию армии введением боевых колесниц.

Соломон старался также развить в Израиле ремесла и морскую торговлю, привозя для этой цели специалистов из Финикии. Четкая деятельность государственной администрации обеспечивалась чиновничьей иерархией, построенной по финикийскому, сирийскому и египетскому образцам. Соломон был также непревзойденным дипломатом. Крупнейшими его достижениями на этом поприще были брак с дочерью фараона и сотрудничество с царем Хирамом, без помощи которого ему не удалось бы осуществить свои цели.

Благодаря деловой сметке Соломона Израиль был процветающей страной. В Третьей книге царств сказано по этому поводу (глава 10, стих 27): «И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, растущими на низких местах». Это, конечно, гипербола, характерная для восточного стиля, но у нас имеются данные, доказывающие, что в известной степени она соответствует действительности. Известно, что годовой доход Соломона , состоявший из торговых прибылей, налогов и дани арабских вассалов, составлял шестьсот шестьдесят шесть талантов (около двадцати двух тысяч восьмисот двадцати пяти килограммов золота), не считая поставок натурой, взимаемых с израильского населения.

О расцвете земледелия в Израиле свидетельствует тот факт, что Соломон поставлял Хираму ежегодно двадцать тысяч мер пшеницы и двадцать тысяч мер растительного масла. Разумеется, земледельцы подвергались жестокой эксплуатации, но все равно такие колоссальные поставки сельскохозяйственных продуктов возможны только в условиях процветания.

Археологические находки познакомили нас со многими сторонами быта того времени. В частности, они свидетельствуют о довольно высоком жизненном уровне. Бесчисленные дорогие чаши для косметики, сделанные из алебастра и слоновой кости, разной формы пузырьки, пинцеты, зеркала и шпильки для волос доказывают, что израильские женщины той эпохи заботились о своей внешности. Они употребляли духи, румяна, кремы, мирру, хну, бальзамовое масло, порошок из кипарисовой коры, красную краску для ногтей и голубую для век. Большинство этих снадобий ввозилось из-за границы, а такой импорт характерен для богатой страны. Кроме того, археологи подтвердили быстрый процесс роста городов, против которого ещё во времена Давида так яростно боролись консерваторы-яхвисты.

Земледелие было по-прежнему ведущей отраслью народного хозяйства, но землевладельцы жили преимущественно в городах. Поскольку все ханаанские города были окружены крепостными стенами, они становились все более перенаселенными. Дома, в основном двухэтажные, строили на каждом свободном клочке земли вдоль узких и тесных улочек.

Главной частью израильского жилища была большая комната на первом этаже. Женщины готовили там пищу и пекли хлеб, а вся семья собиралась там для совместных трапез. Мебели не было. Даже состоятельные люди ели и спали на циновках. В комнаты верхнего этажа поднимались по каменным ступеням или по деревянным приставным лестницам. Летом спали на крышах, где дул освежающий ветерок. В пищу употребляли много лука и чеснока. Основным продуктом питания была жареная и вареная пшеница, разные крупы, чечевица, огурцы, фасоль, фрукты и мед. Мясо ели только по праздникам. Пили в основном овечье и коровье молоко, вино же употребляли очень умеренно.

Из каких источников черпал царь Соломон свои богатства?

Долгое время ученые подвергали сомнению все сказанное об этом в Библии — уж очень это было фантастично и туманно. В Третьей книге царств (глава 10, стихи 28, 29) мы читаем: «Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли все это царям хеттейским и царям арамейским».

Здесь говорится только, что царь Соломон покупал коней и колесницы, но ничего не сказано о том, что он их также и продавал. А между тем в результате археологических изысканий точно установлено, что он занимался посредничеством в торговле между Египтом и Азией, торговал лошадьми и колесницами.

В 1925 году американская археологическая экспедиция обнаружила в исторической долине Езреель развалины города Мегиддо (Да,да, господа — это тот самый Библейский Армагеддон, место где должна произойти последняя битва сил добра и сил зла). Город этот имел огромное стратегическое значение: он защищал северные рубежи долины, через него проходил торговый путь из Азии в Египет. Давид и Соломон превратили Мегиддо в сильную крепость, хотя сам город существовал уже в третьем тысячелетии до нашей эры Именно там удалось раскрыть тайну Соломона. Среди руин были обнаружены построенные им конюшни на четыреста пятьдесят лошадей. Они были расположены вокруг большой площадки, где, должно быть, объезжали и поили лошадей и где, быть может, происходили конские ярмарки. Размеры и расположение этих конюшен на главном торговом пути доказывают, что Мегиддо был основной базой торговли лошадьми между Азией и Египтом. Соломон покупал коней в Киликии и продавал их, по всей вероятности, в Египет, откуда он в свою очередь вывозил колесницы, продавая их на месопотамских рынках.
Как сообщает Библия, Соломон построил при помощи финикийских специалистов и мореходов торговый флот, который стоял в порту Ецион-Гавер в заливе Акаба и каждые три года ездил в страну Офир, привозя оттуда золото и экзотические товары.

Исследователей Библии интересовали два вопроса:

1) где находилась загадочная страна Офир?

2) что могла вывозить в Офир такая сельскохозяйственная страна, как Ханаан?

О том, какая страна названа в Библии Офиром, спорят до сих пор. Hазывают Индию, Аравию, Мадагаскар. Известный американский востоковед Олбрайт пришел к выводу, что речь идет о Сомали. Другие ученые обращают внимание на фрески в одном из фиванских храмов. Там изображена темнокожая царица из некой страны Пунт. Подпись под фреской сообщает, что египетские корабли привозили из этой страны
золото, серебро, черное и красное дерево, тигровые шкуры, живых обезьянок и рабов-негров. Родилось предположение, что Пунт и библейский Офир — одно и то же.

Ответ на второй вопрос дала археология. В 1937 году археолог Hельсон Глюк натолкнулся в пустынной долине Вади-эль-Араба на выдолбленную в скале шахту медного рудника. Развалины каменных бараков, в которых жили шахтеры, и стена для защиты от нападений со стороны разбойничьих племен пустыни убедили Глюка, что это рудник Соломона. Вблизи залива Акаба, где уже раньше были обнаружены под слоем песка развалины порта Ецион-Гавер, Глюк сделал ещё более важное открытие. Hа обширной площадке, окруженной крепостной стеной, находилось большое количеств медеплавильных печей. Печные трубы были обращены отверстиями к северу, откуда дуют постоянные морские ветры. Таким остроумным способом удавалось без труда поддерживать необходимую для плавки температуру.

Благодаря этим открытиям мы узнали, что Соломон был не только ловким торговцем лошадьми, но и промышленником. По всей вероятности, он держал монополию на производство меди, что позволило ему диктовать цены и получать те огромные прибыли, о которых говорится в Библии.

Слава о мудрости Соломона , его богатстве и роскоши его двора разошлась по всему свету. Послы из самых разных стран прибывали в Иерусалим для заключения договоров о дружбе и торговых соглашений. Жители столицы почти ежедневно встречали кортежи экзотических гостей, везущих царю щедрые дары. И несомненно гордились тем, что их родной город стал столь крупным торговым и дипломатическим центром.

Однажды разошелся слух о прибытии каравана царицы савской из далекой Аравии. Hарод вышел на улицы и восторженно приветствовал царицу, едущую в сопровождении многочисленной толпы придворных и рабов. Замыкал шествие длинный ряд верблюдов, навьюченных роскошными подарками для Соломона.

Кем была эта легендарная царица, героиня одного из самых захватывающих библейских сказаний?

Теперь это уже известно, и история этого открытия настолько любопытна, что её стоит рассказать.

В мусульманских легендах имя царицы Савской -Билкис. Известно, что ее отец служил, по-нынешнему говоря, премьер-министром в загадочном царстве Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время своего путешествия в Израиль.

Ещё в девятнадцатом веке южная Аравия, родина пряностей и благовоний, которую древние римляне называли Счастливой Аравией (Arabia felix), была закрыта для европейцев. «Hеверным псам», осмеливающимся ступить ногой в страну Мухаммеда, угрожала смерть. И все же нашлись смельчаки» в которых любознательность и жажда приключений были сильнее страха. Француз Э. Галеви и австриец доктор Е. Глазер переоделись арабами и отправились в запретную страну. После множества приключений и трудностей они натолкнулись в пустыне на развалины огромного города, который, как потом выяснилось, назывался Мериб. Там, в частности, они обнаружили и привезли в Европу ряд таинственных надписей.

Сенсационное открытие вызвало в научных кругах громадный интерес. Арабские купцы, почувствовав конъюнктуру, начали бойкую торговлю мерибскими надписями. Таким образом, в руках ученых оказалось несколько тысяч каменных обломков, покрытых письменами, основанными на палестинской алфавитной системе. Среди отрывочных сведений о богах, племенах и городах были прочтены также названия четырех южноаравийских государств: Минеа, Гадрамаут, Катабан и Сава.

Упоминания о стране Сава имеются также в ассирийских документах восьмого века до нашей эры Там говорится, что Месопотамия вела с этой страной оживленную торговлю, покупая там главным образом пряности и благовония. Савские цари носили титул «мукарриб», что значит «жрец-князь». Их резиденцией был город Мериб, развалины которого найдены на юге Аравийского полуострова (в сегодняшнем Йемене). Город был расположен в горах, на высоте двух тысяч метров над уровнем Красного моря. Среди бесчисленных колонн и стен выделялся своим великолепием старый легендарный храм Харам Билкис, вблизи Мериба. Это было овальное строение с прекрасным порталом, к которому вели каменные ступени, выложенные бронзой. Многочисленные колонны и пилястры, а также фонтаны на обширном дворе дают полное представление о былом великолепии храма. Из надписей мы узнаём, что он был воздвигнут в честь арабского бога Илумкуг.

В результате тщательных исследований удалось установить, каковы были источники процветания савского царства. Огромная, высотою в двадцать метров, плотина поднимала уровень реки Адганаф, откуда вела разветвленная сеть оросительных каналов. Благодаря орошению Сава была страной необыкновенного плодородия. Жители занимались главным образом выращиванием разного рода пряностей, которые экспортировались в ряд стран. Так продолжалось до 542 года нашей эры, когда вследствие постоянных набегов и войн рухнула плотина. Цветущий сад поглотили пески пустыни.

Можно предположить, почему царица савская собралась в гости к Соломону . Торговый путь, именуемый Дорогой благовоний, по которому жители савского царства вывозили свои товары в Египет, Сирию и Финикию, шел вдоль Красного моря и пересекал территории, подчиненные Израилю. Поэтому благополучное продвижение караванов зависело от доброй воли Соломона. Царица савская приехала с чисто практической целью: щедрыми дарами и обещанием доли в прибылях склонить израильского царя к заключению договора о дружбе.

Hо народная фантазия обошла молчанием характер визита и придала всему романтическую окраску. Соломон, якобы пораженный яркой красотой царицы, воспылал к ней страстью и имел от нее сына. Абиссинцы по сей день утверждают, что именно от него происходит династия негусов.

Интересна история, описанная в одной из книг Талмуда — «Мидраше». По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола — козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол. Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская, переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, — приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но весьма не привлекательными — они были покрыты густыми волосами.
Вместо того чтобы промолчать, Соломон громко воскликнул: он не ожидал, что у столь красивой женщины может быть такой недостаток. Эта история встречается и в мусульманских источниках.

Стоит привести ещё одну легенду, связанную с Соломоном.
В сокровищнице храма в Аксуме, прежней столице Абиссинии, будто бы хранится ковчег завета. Как он туда попал? Предание гласит, что его выкрал из храма Соломона сын его и царицы савской, оставив в Иерусалиме подделку. Таким образом, подлинный Моисеев ковчег завета находится якобы в Аксуме. Он является величайшей святыней абиссинцев, и никто из живущих не имеет права увидеть его. Во время праздника москал, в честь окончания поры дождей, выставляется для всенародного обозрения копия ковчега.

Соломон стал для последующих поколений еврейского народа воплощением мудрости. И это не удивительно. Годы его царствования были периодом высшего экономического и политического расцвета Израиля, единственным в истории страны периодом могущества, мира и процветания.

Правда, в памяти поколений сохранились лишь светлые стороны правления Соломона , теневые же преданы забвению. А между
тем этих теневых сторон было немало, и их необходимо вспомнить, чтобы воссоздать правдивую картину той эпохи. Hам известно, какие колоссальные прибыли приносили Соломону торговля и производство меди. И все же его нельзя назвать рачительным и дальновидным хозяином. Его расточительность и тяга к восточной роскоши привели к тому, что он не смог вернуть Хираму сто двадцать талантов и вынужден был в счет уплаты долга передать тирскому царю двадцать галилейских городов. Это был шаг банкрота, попавшего в финансовый тупик.
Как следует из библейских сказаний, вся тяжесть расходов на строительство, вооружение и содержание царского двора ложилась прежде всего на плечи ханаанского населения. Достаточно вспомнить, что более двухсот тысяч человек загоняли ежегодно на принудительные работы в ливанских лесах, в каменоломнях на берегу Иордана и на строительных площадках. Эта чудовищная система рабского труда ничем не отличалась от системы фараонов эпохи строительства великих пирамид. Если принять во внимание, что, по данным переписи населения, проведенной Давидом, в Израиле и Иудее насчитывалось в ту эпоху миллион двести тысяч мужчин, то нетрудно представить, какой огромный процент своих подданных эксплуатировал царь на принудительных работах. Такое экономическое принуждение не могло не повлечь за собой глубоких социальных сдвигов. С каждым годом увеличивалась пропасть между богачами и бесправной беднотой, измученной налогами и трудовой повинностью. В низах росло недовольство, начиналось брожение. Даже жрецы, которые во времена Давида были союзниками царя, имели основания роптать.

Последующие поколения, помня о великих заслугах Соломона , простили ему идолопоклонство, которым он занимался в открытую даже во дворе Иерусалимского храма. Hо конечно же это возмущало современных ему жрецов. В огромном гареме царя находились женщины всевозможных рас и религий. Там были хеттеянки, моавитянки, идумеянки, аммонитянки, египтянки, филистимлянки, ханаанеянки и т. д. Вместе со своими обычаями они приносили во дворец и своих богов. Соломон, особенно в последние годы жизни, оставался под сильным влиянием своих фавориток и, поддаваясь их уговорам, устанавливал различные идолопоклоннические культы.
Известно, например, что во дворе храма занимались культом Ваала, Астарты и Молоха. И поскольку народные массы, особенно на севере страны, относились к ханаанским богам весьма благожелательно, то пример царя отнюдь не способствовал укреплению яхвизма.

Давид и Соломон объединили, правда, все племена в едином государстве, но духовного единства они так и не добились. Между племенами северного и южного Ханаана продолжал существовать политический и расовый антагонизм. Даже Давид вполне сознавал отчужденность между обеими группами населения и на смертном одре сказал о Соломоне: «Ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды» (3 Царств,
глава 1, стих 36). В этой связи Соломон совершил роковую ошибку, непростительную для крупного государственного деятеля. Он разделил свою страну на двенадцать налоговых округов, обязанных поставлять определенное количество сельскохозяйственных продуктов для нужд царского двора и армии.

При этом бросается в глаза, что в списке округов отсутствует территория Иуды. Из этого можно заключить, что Иуда — племя Давида и Соломона было освобождено от подати. Такая привилегия должна была неизбежно озлобить другие племена, особенно гордое племя Ефремово, постоянно соперничавшее с Иудой из-за приоритета в Израиле. Уже в царствование Давида на здании государственной власти появились грозные трещины. Бунт Авессалома и Сивы был, в сущности, восстанием северных племен против гегемонии Иуды. Эти племена поддерживали в качестве претендентов на престол Иевосфея и Адонию против Давида и Соломона, что доказывает силу внутренних конфликтов, приведших в конце концов к расколу государства.

Крупнейшей ошибкой Соломона было то, что он никогда не заботился об упрочении основ своего государства. Из-за своей близорукости и эгоизма он бездумно обострял опасный антагонизм между племенами, что после его смерти привело к катастрофе. Первые опасные признаки обнаружились ещё при жизни Соломона, когда вспыхнул мятеж племени Ефремова под руководством Иеровоама. Иеровоам потерпел поражение, но ему удалось убежать в Египет, где фараон Сусаким встретил его очень радушно. Это было вторым предостережением, так как доказывало, что Египет питает по отношению к израильскому царству какие-то враждебные намерения и поэтому поддерживает всех, кто способствует его ослаблению и расколу. И действительно, через пять лет после смерти Соломона Сусаким вторгся в Иудею и варварски ограбил Иерусалимский храм (около 926 года до нашей эры).

Серьезные исторические последствия имело также бессилие Соломона по отношению к Разону, который ещё в царствование Давида объявил себя царем Дамаска. Hесмотря на то, что узурпатор постоянно разорял северные границы Израиля, Соломон так и не отважился дать ему решительный отпор. После раскола Израиля и Иудеи арамейское царство Дамаска обрело большое могущество и долгие годы воевало с Израилем. Это облегчило Ассирии завоевание Сирии в восьмом веке до нашей эры, а в 722 году до нашей эры покорить Израиль и угнать десять племен израильских в вавилонское рабство.
После падения Ассирии между нововавилонским царством и Египтом вспыхнула борьба за Сирию и Ханаан, окончившаяся в 586 году завоеванием Иудеи и разрушением Иерусалима халдеями.

Исходя из этих фактов нужно сказать, что царствование Соломона, при всем его блеске и кажущемся богатстве, не было благополучным. Вследствие пагубной политики и деспотизма царя Израиль, потрясаемый внутренними социальными конфликтами, неуклонно шел к гибели. Hе удивительно, что сразу же после смерти царя держава, с таким трудом созданная Давидом, распалась на два отдельных слабых государства, занятых постоянными междоусобными войнами.

Сегодня единственное сохранившееся сокровище из всего богатства Соломона — это гранат Соломона размером 43 мм, который царь Соломон подарил первосвященнику Первого храма в день открытия святилища. Гранат считается в Израиле символом благоденствия и достатка. От самого храма, разрушенного в 587 году до н.э. Навуходоносором II, не осталось ничего и сегодня об Иерусалимском Храме напоминает лишь осколок Второго Храма, возведённого на месте первого — Иерусалимская Стена Плача, высотой в 18 метров. Массивные камни, вес которых достигает 700 тонн, держатся только силой собственного веса.

Ну, что же, наверное пора вернуться непосредственно к Библейскому повестврванию. Итак.

Мудрый Соломон был магом. Соломон, сын Давида и Бат-Шебы, царь Израиля, правивший около 3000 лет назад, прославился своей мудростью и знаниями. Однако его добродетель вызывает большие сомнения. Для того чтобы заполучить право на трон, он убил своего брата Адониафа, а второго, Абиафара, выгнал из царства. Согласно легенде, он пожертвовал больше тысячи лошадей богу, который, польщенный этой резней, гарантировал ему привилегию мудрости. Как можно прочесть в «Первой книге царств» 11:3-6), «он имел 700 жен царского происхождения и 300 наложниц, и они отворачивали его сердце от правды».

Царь Соломон приносит жертвы идолам.

Легенда первая: Кольцо Соломона.

Кольцо Соломона (по Элифасу Леви)

Согласно мусульманской легенде, восемь ангелов бога вручили Соломону драгоценный камень, дающий ему пасть над ангелами и ветрами. Четыре других ангела дали ему камень, который, будучи укреплен на его голове, позволял ему управлять живыми существами на земле и воде. Другой святой посланник принес ему третий камень, дающий ему возможность сравнивать горы и осушать моря и реки, превращать их в плодородные земли и, наоборот, превращать сушу в моря и реки. Наконец, четвертый камень позволил ему отдавать приказы всем добрым и злым духам, живущим между небом и землей.

Из этих четырех чудесных талисманов Соломон сделал кольцо, с помощью которого мог постоянно проявлять свою часть над миром. Он использовал его, чтобы собрать джиннов-строителей, когда решил воздвигнуть храм, посвященный Иегове. Джинны-женщины готовили ему еду и прислуживали за столом, занимавшим площадь в квадратную милю. Все жители Иерусалима приглашались на эти грандиозные пиры.

Легенда вторая: Строительство храма.

Джинны производили настолько сильный шум, когда разбивали, распиливали и обтесывали камни и металлы, что раздраженный царь приказал им делать эту работу тише.

«Только могучий джинн Сахэ может удовлетворить тебя, - ответили джинны, - но он сумел уклониться от твоей власти».

Однако и Сахэ был изловлен возле источника в стране Гидис, и четвертый камень в кольце царя заставил его повиноваться.

«Вам сказали неправду о моей силе, ваше величество, - сказал он Соломону, - но вашу задачу может выполнить ворон. Возьмите его яйца из гнезда, положите их хрустальную вазу, и вы увидите, что он сделает, чтобы разрушить этот барьер».

Это было сделано; ворон улетел и возвратился с камнем, называемым самур, в клюве (в одной из легенд говорится, что ворон принес травы, способные размягчить камень. В другой рассказывается, что Соломон заставил Асмодея, повелителя демонов, построить храм без молот- в, пил и других железных инструментов, а только с помощью чудесного камня, который мог резать другие камни, как алмаз режет стекло). Когда ворон коснулся им хрусталя, тот раскололся на две части без малейшего звука. Соломон немедленно послал джиннов принести камни самур из «западных гор». После этого строители могли производить свои работы в полной тишине.

Итоговая реконструкция Храма Соломона Фото: Yosef Garfinkel and Madeleine Mumcuoglu

Легенда третья: Ковёр-самолёт.

Когда храм был построен, Соломон осуществил поездку в Дамаск, сидя на спинах джиннов, но это путешествие его настолько утомило, что после возвращения он приказал джиннам соткать шелковые ковры для него и его слуг. Затем, пользуясь своим магическим кольцом, он приказал ветрам поднять ковры в воздух. Сидя на своем троне, он направлял полет подобно тому, как возничий управляет лошадьми. Птицы летели над ним, закрывая его от солнца своими крыльями.

Это был первый легендарный опыт воздушного путешествия, от которого берет начало загадка ковров-самолетов в арабской литературе.

Но чудесное магическое кольцо недолго оставалось во власти Соломона. Он имел привычку оставлять его одной из своих жен, когда уходил в ванную. Однажды джинн украл это кольцо у жены Соломона и сел на трон в царском дворце. Лишившись своей чудодейственной силы, Соломон утратил царскую власть и был обречен на скитания из страны в страну. К счастью для него, рыбак нашел магическое кольцо в море, куда его опрометчиво бросил джинн. Заполучив кольцо, Соломон вернул себе власть, трон и свое царство.

Легенда четвёртая: Смерть Соломона.

После царствования, длившегося почти столетие, царь Израиля увидел Ангела Смерти, имевшего шесть лиц. Согласно легенде, которую записал немецкий востоковед Густав Вайль, последние моменты жизни легендарного царя выглядели так:

«Моим правым лицом, - сказал Ангел, - я забираю души жителей Востока; левым - души жителей Запада; верхним лицом я забираю души обитателей неба; нижним - джиннов из-под земли; задним лицом - души народов Яджуди и Маджуди, а тем, что расположено спереди - души правоверных, и ты числишься среди них».

«Позволь мне еще пожить, пока я не закончу свой храм, - попросил Соломон, - ибо после моей смерти джинны прекратят работу».

«Твое время истекло; не в моей власти продлить его даже на одну секунду».

«Хорошо, тогда войдем со мной в мою хрустальную комнату».

Ангел согласился. Соломон прочитал молитву, затем, опершись на свой посох, попросил посланца бога забрать го душу в этом положении. Так он умер, и его смерть оставалась секретом в течение года. Джинны не узнали об этом, пока храм не был закончен, и тогда посох, источенный червями, упал на хрустальный пол вместе с телом, которое на него опиралось. Ангелы перенесли тело Соломона месте с его магическим кольцом в тайную пещеру. Они будут охранять его там до дня Страшного Суда.

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»).
Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Так, иногда он называется Иедидия («возлюбленный Богом») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду, после его глубокого раскаяния в истории с Вирсавией.

Имя царя Соломона связано со множеством мифов и легенд, рассмотрим некоторые из них.

Царица Савская.
Прослышав о мудрости и сказочном богатстве царя Соломона, его посетила легендарная царица Савская, чтобы испытать его мудрость и удостовериться в его богатстве (по другим данным Соломон сам приказал ей явится к нему, прослышав о чудесной и богатой стране Саба). Царица привезла с собой многочисленные дары.
Государство Саба действительно существовало на Аравийском полуострове (о нем имеются упоминания в ассирийских рукописях 8 века до н.э.). Оно процветало за счет выращивания и торговли пряностями и благовониями. В то время пряности ценились на вес золота и Саба успешно торговала ими со многими государствами.
Торговые пути проходили по территории Соломонова царства и прохождение караванов зависело от воли и расположения царя. Это и было настоящей причиной визита царицы Савской.
Имеется мнение, что она была только "делегатом", "послом" страны и не являлась династической царицей. Но с царем мог говорить только равный ему по статусу, поэтому посланцам "выдавался" временный статус для ведения переговоров.
В более поздних мусульманских преданиях выясняется имя царицы - Билкис. Народные легенды придали романтическую окраску этому визиту. Царь Соломон, пораженный красотой Билкис, воспылал к ней страстью, она ответила ему взаимностью, все вопросы о продвижении караванов были улажены и, по возвращении домой, в положенное время Билкис родила мальчика, названного Менеликом. Эфиопы утверждают, что от него происходит их императорская династия.

Восточная легенда, повествующая о Портрете Соломона
Царица Савская, пораженная мудростью, даром прорицания и личностью Соломона, решила раскрыть секрет его магической силы. Задавшись целью, она послала к Соломону своего лучшего живописца. Когда живописец вернулся с портретом, царица Аравии собрала лучших из лучших мудрецов и предсказателей, умудренных в науке физиогномике, и попросила их определить источник мудрости и силы Соломона.

Царица, - отвечал мудрецы, - это портрет человека жестокого, надменного, алчного, одержимого желанием власти и всеми существующими в мире пороками.
Не поверила царица, а между живописцем и мудрецами возник спор: мудрецы утверждали. Что они не могли ошибиться и портрет, вероятно написан неточно, тогда как живописец утверждал обратное. Видя возникшие противоречия, царица Савская решила сама отправиться к Соломону и разрешить мучившие ее сомнения.
Прибыв к Соломону, она с первого же взгляда убедилась, что художник безупречно точно написал портрет. Преклонив колени перед великим человеком, царица Аравии попросила его прояснить противоречия:
- Вначале, пока я не видела тебя, я думала, что ошибся художник, ибо мои мудрецы наиболее сведущи в науке физиогномике. Теперь я убеждена, что они совершенно недостойные люди и их мудрость пуста.
- Это не так,- ответил Соломон,- правы мудрецы, ибо все пороки, которые они перечислили, действительно были даны мне природой и даже в большей степени, чем они усмотрели в портрете. Однако я боролся с ними, постепенно преодолевая и растворяя их, пока все противоположное не стало моей второй натурой. И в этом заключается моя сила и величайшая гордость….

Еще об одной легенде. Царь Соломон был наслышан о том, что царица Савская обладает козлиными копытами, то есть под образом прекрасной женщины скрывается дьявол. Для этого он построил дворец, пол которого сделал прозрачным, и запустил туда рыбок. Когда он пригласил царицу войти, она инстинктивно приподняла подол платья, боясь его намочить, тем самым показав царю ноги. Копыт у нее не оказалось, но ноги были покрыты густыми волосами. Соломон сказал "Красота твоя - красота женщины, а волосы - волосы мужчины. У мужчины красиво это, а у женщины изъяном почитается".

Кольцо царя Соломона.
Это один из вариантов притчи о кольце Соломона.
Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: "Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя.
Я очень подвержен страстям, и это мне мешает!" На что мудрец ответил: "Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: "Это пройдет!" Когда нахлынет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит. В этом ты найдешь спасение от страстей!"
Соломон последовал совету мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И это тоже пройдет…"

Другой вариант легенды:
Однажды царь Соломон сидел в своём дворце и увидел, как по улице идёт человек с ног до головы одетый в золотые одеяния. Соломон призвал к себе этого человека и спросил: «Уж не разбойник ли ты?». На что тот ответил, что он ювелир: «А Иерусалим - знаменитый город, сюда приезжает множество состоятельных людей, царей и князей». Тут царь поинтересовался сколько же ювелир этим зарабатывает? И тот гордо ответил, что много. Тут царь усмехнулся и сказал, что коли этот ювелир такой умный, то пусть сделает кольцо, которое делает грустных весёлыми, а весёлых грустными. И если через три дня кольцо не будет готово, он велит ювелира казнить. Как бы ни был талантлив ювелир, но на третий день он со страхом пошёл к царю с перстнем для него. У порога дворца он встретил Рахавама, сына Соломона, и подумал: «Сын мудреца - половина мудреца». И рассказал Рахаваму о своей беде. На что тот ухмыльнулся, взял гвоздь и с трёх сторон кольца нацарапал три еврейские буквы - гимел, заин и йуд. И сказал, что с этим можно смело идти к царю. Соломон повертел кольцо и сразу понял значение букв с трёх сторон кольца по-своему - и их смысл аббревиатура גם זו יעבור «И это тоже пройдёт». И как кольцо крутится, и все время наверх выступают разные буквы, так крутится мир, и так же крутится судьба человека. И подумав, что сейчас он сидит на высоком престоле, окружённый всеми великолепиями, а это пройдет, он сразу стал грустен. А когда Ашмодай закинул его на край света и Соломону пришлось три года скитаться, то глядя на кольцо, он понимал, что это тоже пройдет, и ему становилось весело.

Третий вариант легенды:
Царю Соломону в юности было подарено кольцо со словами, что когда ему будет очень трудно ли, грустно ли, страшно ли - пусть вспомнит о кольце и подержит его в руках. Богатства Соломона были не мерены, еще одно кольцо - сильно ли увеличит его? …
Как-то раз в царстве Соломона случился неурожай. Возник мор и голод: умирали не только дети и женщины, истощены были даже воины. Царь открыл все свои закрома. Он послал купцов продавать ценности из своей сокровищницы, чтобы купить хлеб и накормить людей. Соломон был в смятении - и вдруг он вспомнил о кольце. Царь достал кольцо, подержал в руках… Ничего не произошло. Вдруг он заметил, что на кольце есть надпись. Что это? Древние знаки…. Соломон знал этот забытый язык. «ВСЕ ПРОЙДЕТ», - прочел он. … Прошло много лет… Царь Соломон стал известен как мудрый правитель. Он женился и жил счастливо. Жена стала самым чутким и близким его помощником и советчиком. И вдруг она умерла. Горе и тоска охватили царя. Не веселили его ни танцовщицы и певуньи, ни состязания борцов… Печаль и одиночество. Приближающаяся старость. Как с этим жить? Он взял кольцо: «Все проходит»? Тоска сдавила его сердце. Царь не хотел мириться с этими словами: с досады бросил кольцо, оно покатилось - и на внутренней поверхности что-то мелькнуло. Царь поднял кольцо, подержал в руках. Почему-то раньше он не видел такой надписи: «ПРОЙДЕТ И ЭТО». … Прошло еще много лет. Соломон превратился в древнего старца. Царь понимал, что дни его сочтены и пока есть еще какие-то силы нужно отдать последние распоряжения, успеть со всеми попрощаться, благословить прeемников и детей. «Все проходит», «Пройдет и это», - вспомнил он, усмехнулся: вот и все прошло. Теперь царь не расставался с кольцом. Оно уже истерлось, пропали прежние надписи. Слабеющими глазами он заметил: на ребре кольца что-то проступило. Что это, снова какие-то буквы? Царь подставил ребро кольца заходящим лучам солнца - блеснули буквы на грани: «НИЧТО НЕ ПРОХОДИТ» - прочел Соломон…

Копи царя Соломона.
После выхода в свет в 1885 году книги Генри Райдера Хаггарда "Копи царя Соломона" многие искатели приключений потеряли покой и отправились на поиски сокровищ. Хаггард считал, что царь Соломон владел алмазными и золотыми копями.
Из Ветхого Завета мы знаем, что царь Соломон обладал огромными богатствами. Говорится, что он каждые три года плавал в страну Офир и привозил оттуда золото, красное дерево, драгоценные камни, обезьян и павлинов. Ученые попытались выяснить, что возил Соломон в Офир в обмен на эти богатства и где находится эта страна. Местонахождение загадочной страны не выяснено до сих пор. Предполагают, что это может быть Индия, Мадагаскар, Сомали.
Большинство археологов уверены, что царь Соломон добывал в своих копях медную руду. В разных местах периодически появлялись "настоящие копи царя Соломона". В 30-х годах прошлого века было высказано предположение, что рудники Соломона находятся в южной Иордании. И только в начале нашего века археологи нашли доказательства того, что, действительно, медные рудники, обнаруженные на территории Иордании в местечке Хирбат-эн-Нахасе, могут являться легендарными копями царя Соломона.
Очевидно, Соломон был монополистом на производство меди, что и давало ему возможность получать огромные прибыли.

Царь Соломон (на иврите - Шломо) - сын Давида от Бат-Шевы, третий еврейский царь. Блеск его царствования запечатлелся в памяти народа как пора высшего расцвета еврейского могущества и влияния, после которого наступает период распада на два царства. Народное предание знало очень много о его богатстве, блеске и, главное, о его мудрости и справедливости. Главной и высшей его заслугой считается построение Храма на горе Цион - то, к чему стремился его отец, праведный царь Давид.

Уже при рождении Соломона пророк Натан выделил его среди других сыновей Давида и признал достойным милости Всевышнего; пророк дал ему другое имя - Едидья («любимец Б-га» - Шмуэль I 12, 25). Некоторые полагают, что это было настоящим его именем, а «Шломо» - прозвищем («миротворец»).

Восшествие Соломона на престол описано в высшей степени драматично (Млахим I 1 и далее). Когда царь Давид находился при смерти, его сын Адония, ставший после смерти Амнона и Авшалома старшим из сыновей царя, задумал захватить власть ещё при жизни отца. Адония знал, по-видимому, что царь обещал престол сыну своей любимой жены Бат-Шевы, и захотел опередить своего соперника. Формальное право было на его стороне, и это обеспечило ему поддержку влиятельного военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, а пророк Натан и священник Цадок были на стороне Соломона. Для одних право старшинства было выше воли царя, и ради торжества формальной справедливости они перешли в оппозицию, в лагерь Адонии. Другие считали, что поскольку Адония не был первородным сыном Давида, то царь был вправе отдать престол, кому захочет, хотя бы и своему младшему сыну Соломону.

Приближавшаяся кончина царя побудила обе партии к активному выступлению: они хотели осуществить свои планы ещё при жизни царя. Адония думал привлечь сторонников по-царски пышным образом жизни: он завёл колесницы, всадников, пятьдесят скороходов, окружил себя многочисленной свитой. Когда, по его мнению, настал удобный момент для осуществления замысла, он устроил за городом пиршество для своих приверженцев, где собирался провозгласить себя царём.

Но по совету пророка Натана и при его поддержке Бат-Шеве удалось убедить царя поспешить с исполнением данного ей обещания: назначить Соломона своим преемником и помазать его сейчас же на царство. Священник Цадок в сопровождении пророка Натана, Бнаягу и отряда царских телохранителей (крети у-плети) повезли Соломона на царском муле к источнику Гихон, где Цадок помазал его на царство. Когда раздались звуки рожка, народ закричал: «Да здравствует царь!». Народ стихийно пошёл за Соломоном, сопровождая его во дворец с музыкой и ликующими криками.

Весть о помазании Соломона испугала Адонию и его сторонников. Адония, боясь мести Соломона, искал спасения в святилище, ухватившись за рога жертвенника. Соломон обещал ему, что если он будет вести себя безупречно, «волос не упадёт с его головы на землю»; в противном же случае он будет казнён. Вскоре Давид умер, и царь Соломон вступил на престол. Так как сыну Соломона, Рехаваму, было при воцарении Соломона один год (Млахим I 14, 21; ср. 11, 42), следует предположить, что Соломон не был «мальчиком» при восшествии на престол, как можно было бы понять из текста (там же, 3, 7).

Уже первые шаги нового царя оправдали мнение, составленное о нём царём Давидом и пророком Натаном: он оказался бесстрастным и прозорливым правителем. Между тем, Адония попросил царицу-мать добиться царского разрешения на его брак с Авишаг, рассчитывая на народное воззрение о том, что право на престол имеет тот из приближённых царя, которому достаётся его жена или наложница (ср. Шмуэль II 3, 7 и далее; 16, 22). Соломон понял замысел Адонии и предал своего брата смертной казни. Так как Адонию поддерживали Йоав и Эвьятар, то последнего устранили от должности первосвященника и сослали в его имение в Анатот. Известие о гневе царя дошло до Йоава, и он укрылся в святилище. По повелению царя Соломона Бнаягу убил его, т. к. его преступление по отношению к Авнеру и Амасе лишило его права убежища (см. Шмот 21, 14). Был устранён и враг Давидовой династии, Шими, родственник Шауля (Млахим I 2, 12-46).

Впрочем, о других случаях применения царём Соломоном смертной казни нам неизвестно. Кроме того, по отношению к Йоаву и Шими он лишь исполнил завещание отца (там же, 2, 1-9). Укрепив свою власть, Соломон принялся за решение стоявших перед ним задач. Царство Давида было одним из значительных государств Азии. Соломону предстояло укрепить и сохранить это положение. Он поспешил вступить в дружественные отношения с могущественным Египтом; предпринятый фараоном поход в Эрец-Исраэль был направлен не против владений Соломона, а против ханаанейского Гезера. Вскоре Соломон женился на дочери фараона и получил покорённый Гезер в приданое (там же, 9, 16; 3, 1). Это было ещё до постройки Храма, т. е. в начале царствования Соломона (ср. там же, 3, 1; 9, 24).

Обеспечив, таким образом, свою южную границу, царь Соломон возобновляет союз с северным соседом, финикийским царём Хирамом, с которым был в дружественных отношениях ещё царь Давид (там же, 5, 15-26). Вероятно, в целях сближения с соседними народами, царь Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, которые, надо полагать, принадлежали к знатным родам этих народов (там же, 11, 1)

Цари приносили Соломону богатые дары: золото, серебро, одеяния, оружие, лошадей, мулов и т. д. (там же, 10, 24, 25). Богатство Соломона было так велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (там же, 10, 27). Царь Соломон любил лошадей. Он первый ввёл конницу и колесницы в еврейскую армию (там же, 10, 26). На всех его предприятиях лежит печать широкого размаха, стремление к грандиозности. Это придавало блеск его царствованию, но, вместе с тем, ложилось тяжёлым бременем на население, главным образом, на колена Эфраима и Менаше. Эти колена, отличаясь по характеру и некоторым особенностям культурного развития от колена Йеуды, к которому принадлежал царский дом, всегда имели сепаратистские стремления. Царь Соломон думал принудительными работами подавить их строптивый дух, но результатов достиг прямо противоположных. Правда, попытка эфраимита Йеровама поднять восстание ещё при жизни Соломона, закончилась неудачей. Мятеж был подавлен. Но после смерти царя Соломона его политика по отношению к «дому Йосефа» привела к отпадению десяти колен от династии Давида.

Большое недовольство среди пророков и людей, верных Б-гу Израиля, вызывало его терпимое отношение к языческим культам, которые вводили его жёны-иноплеменницы. В Торе сообщается, что он построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха. Тора связывает это «уклонение его сердца от Б-га Израиля» с его старческим возрастом. Тогда совершился перелом в его душе. Роскошь и многожёнство развратили его сердце; расслабленный физически и духовно, он поддался влиянию своих жён-язычниц и пошёл по их пути. Это отпадение от Б-га было тем преступней, что Соломон, согласно Торе, дважды удостаивался Б-жественного откровения: первый раз ещё до строительства Храма, в Гивоне, куда он отправился совершить жертвоприношения, т. к. там была великая бама. Ночью Всевышний явился Соломону во сне и предложил просить у Него всё, что царь ни пожелает. Соломон не просил ни богатства, ни славы, ни долголетия, ни побед над врагами. Он просил только даровать ему мудрость и умение управлять народом. Б-г обещал ему и мудрость, и богатство, и славу, и, если он будет исполнять заповеди, также долголетие (там же, 3, 4 и далее). Второй раз Б-г явился ему по окончании строительства Храма и открыл царю, что внял его молитве при освящении Храма. Всевышний обещал, что примет этот Храм и династию Давида под Свою защиту, но если народ отпадёт от Него, то Храм будет отвергнут и народ изгнан из Страны. Когда сам Соломон ступил на путь идолопоклонства, Б-г возвестил ему, что отнимет у его сына власть над всем Израилем и отдаст другому, оставив дому Давида только власть над Иудеей (там же, 11, 11-13).

Царь Соломон царствовал сорок лет. С атмосферой конца его царствования полностью гармонирует настрой книги Коэлет. Испытав все радости жизни, испив чашу наслаждения до дна, автор убеждается, что не удовольствие и наслаждение составляют цель жизни, не они дают ей содержание, а страх Б-жий.

Царь Соломон в Агаде

Личность царя Соломона и рассказы из его жизни стали любимым сюжетом Мидраша. Имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал (Мишлей 30, 1; 31, 1) объясняются как имена самого Соломона (Шир а-ширим Рабба,1, 1). Соломон вступил на престол, когда ему было 12 лет (по Таргуму Шени к книге Эстер 1, 2-13 лет). Он царствовал 40 лет (Млахим I, 11, 42) и, следовательно, умер пятидесяти двух лет от роду (Седер Олам Рабба, 15; Берейшит Рабба, С, 11. Ср., однако, Иосиф Флавий, Иудейские Древности, VIII, 7, § 8, где утверждается, что Соломон вступил на престол четырнадцати лет от роду и царствовал 80 лет, ср. также комментарий Абарбанеля к Млахим I, 3, 7). Агада подчёркивает сходство в судьбе царей Соломона и Давида: оба они царствовали по сорок лет, оба писали книги и составляли псалмы и притчи, оба строили алтари и торжественно переносили ковчег завета и, наконец, у обоих был руах а-кодеш. (Шир а-ширим раба, 1. с.).

Мудрость царя Соломона

Соломону ставится в особую заслугу то, что во сне он просил только о даровании ему мудрости (Псикта рабати, 14). Соломон считался олицетворением мудрости, так что сложилась поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). Он понимал язык зверей и птиц. Творя суд, он не нуждался в допросе свидетелей, так как уже при одном взгляде на тяжущихся узнавал, кто из них прав и кто виноват. Песнь Песней, Мишлей и Коэлет царь Соломон написал под влиянием руах а-кодеш (Макот, 23 б, Шир а-ширим Рабба,1. с.). Мудрость Соломона проявлялась и в постоянном стремлении распространить Тору в Стране, для чего он строил синагоги и школы. При всём том Соломон не отличался надменностью и, когда нужно было определить високосный год, он приглашал к себе семь учёных старцев, в присутствии которых хранил молчание (Шмот Рабба, 15, 20). Таков взгляд на Соломона амораев, мудрецов Талмуда. Таннаи же, мудрецы Мишны, за исключением р. Йосе бен Халафта, изображают Соломона в менее привлекательном свете. Соломон, говорят они, имея много жён и постоянно увеличивая количество лошадей и сокровищ, нарушил запрет Торы (Дварим 17, 16-17, ср. с Млахим I, 10, 26-11, 13). Он слишком уж полагался на свою мудрость, когда решил спор двух женщин о ребёнке без свидетельских показаний, за что получил порицание от бат-коль. Книга Коэлет, по мнению некоторых мудрецов, лишена святости и является «лишь мудростью Соломона» (В. Талмуд, Рош а-Шана 21 б; Шмот Рабба 6, 1; Мегила 7а).

Могущество и блеск царствования царя Соломона

Царь Соломон царствовал над всеми горними и дольними мирами. Диск Луны во время его царствования не уменьшался, а добро постоянно брало верх над злом. Власть над ангелами, демонами и животными придавала особый блеск его царствованию. Демоны доставляли ему драгоценные камни и воду из далёких стран для орошения его экзотических растений. Звери и птицы сами заходили в его кухню. Каждая из тысячи его жён готовила каждый день пир в чаянии, что царю будет угодно отобедать у неё. Царь птиц, орёл, подчинялся всем указаниям царя Соломона. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Всевышнего, Соломон выпытал у ангелов много тайн. Кроме того, Всевышний подарил ему летающий ковёр. Соломон перемещался на этом ковре, завтракая в Дамаске и ужиная в Мидии. Мудрого царя однажды пристыдил муравей, которого он во время одного из своих полётов поднял с земли, посадил на руку и спросил: есть ли на свете кто-либо более великий, чем он, Соломон. Муравей ответил, что считает себя более великим, т. к. иначе Господь не послал бы к нему земного царя и тот не посадил бы его к себе на руку. Соломон разгневался, сбросил муравья и закричал: «Знаешь ли ты, кто я?». Но муравей ответил: «Знаю, что ты сотворён из ничтожного зародыша (Авот 3, 1), поэтому ты не вправе слишком возноситься».
Устройства трона царя Соломона подробно описывается во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) и в других Мидрашах. Согласно Второму Таргуму, на ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов (по другой версии 72 и 72) один против другого. К трону вели шесть ступеней, на каждой из которых находились золотые изображения представителей царства животных, по два разных на каждой ступени, один напротив другого. На верхушке трона находилось изображение голубя с голубятником в когтях, что должно было символизировать владычество Израиля над язычниками. Там же был укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других - имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура (по другой версии - Хаггая). Над подсвечником находился золотой кувшин с маслом, а ниже - золотая чаша, на которой были выгравированы имена Надава, Авигу, Эли и двух его сыновей. 24 виноградных лозы над троном создавали тень над головой царя. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Согласно Таргуму, все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону. Когда царь, окружённый Сангедрином, приступал к разбору дела, колёса (офаним) начинали вертеться, а звери и птицы испускали крики, приводившие в трепет тех, кто намеревался дать ложные показания. В другом Мидраше рассказывается, что при шествии Соломона на трон животное, стоявшее на каждой ступени, поднимало его и передавало следующему. Ступени трона были усыпаны драгоценными камнями и кристаллами. После смерти Соломона египетский царь Шишак завладел его троном вместе с сокровищами Храма (Млахим I, 14, 26). После смерти Санхерива, покорившего Египет, троном вновь завладел Хизкиягу. Затем трон последовательно доставался фараону Нехо (после поражения царя Йошии), Невухаднецару и, наконец, Ахашверошу. Эти правители не были знакомы с устройством трона и потому не могли им пользоваться. Мидраши описывают также устройство «ипподрома» Соломона: он имел три фарсанга в длину и три в ширину; в середине его были вбиты два столба с клетками наверху, в которых были собраны разные звери и птицы.

При постройке Храма Соломону помогали ангелы. Элемент чуда сказывался повсюду. Тяжёлые камни сами поднимались наверх и опускались на надлежащее место. Обладая даром пророчества, Соломон предвидел, что вавилоняне разрушат Храм. Поэтому он устроил особый подземный ящик, в котором впоследствии был скрыт ковчег завета (Абарбанель к Млахим I, 6, 19). Посаженные Соломоном в Храме золотые деревья приносили плоды каждый сезон. Деревья завяли, когда в Храм вошли язычники, но они вновь расцветут с пришествием Машиаха (Йома 21 б). Дочь фараона принесла с собой в дом Соломона принадлежности культа идолопоклонников. Когда Соломон женился на дочери фараона, сообщает другой Мидраш, с неба сошёл архангел Гавриэль и воткнул в морскую пучину шест, вокруг которого образовался остров, на котором впоследствии был построен Рим, покоривший Иерусалим. Р. Йосе бен Халафта, который всегда «принимает сторону царя Соломона», полагает, однако, что Соломон, женившись на дочери фараона, имел единственной целью обратить её в еврейство. Существует мнение, что Млахим I, 10, 13 следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, родившей Невухаднецара, который разрушил Храм (см. толкование Раши к этому стиху). Другие же вовсе отрицают историю о царице Савской и предложенных ею загадках, а слова малкат Шва понимают как млехет Шва, царство Савское, покорившееся Соломону (В. Талмуд, Бава Батра 15 б).

Падение царя Соломона

Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.). В Талмуде говорится, что царь Соломон издал постановления (таканот) об эруве и омовении рук, а так же включил в благословение на хлеб слова о Храме (В. Талмуд, Брахот 48 б; Шабат 14 б; Эрувин 21 б).

Царь Соломон (Сулейман) в арабской литературе

У арабов еврейский царь Соломон считается «посланцем Всевышнего» (rasul Allah), как бы предтечей Мухаммада. Особенно подробно арабские легенды останавливаются на его встрече с царицей Савской, государство которой отождествляется с Аравией. Имя «Сулейман» давалось всем великим царям. Сулейман получил от ангелов четыре драгоценных камня и вправил их в магический перстень. Присущая перстню сила иллюстрируется следующим рассказом: Сулейман обыкновенно снимал перстень, когда умывался, и передавал одной из своих жён, Амине. Однажды злой дух Сакр принял образ Сулеймана и, забрав кольцо из рук Амины, сел на царский престол. Пока Сакр царствовал, Сулейман скитался, всеми покинутый, и питался подаянием. На сороковой день царствования Сакр бросил перстень в море, там его проглотила рыба, пойманная затем рыбаком и приготовленная Сулейману на ужин. Сулейман разрезал рыбу, нашёл там перстень и вновь получил свою прежнюю силу. Сорок дней, которые он провёл в изгнании, были наказанием за то, что в его доме поклонялись идолам. Об этом, правда, Сулейман не знал, но знала одна из его жён (Коран, сура 38, 33-34). Ещё мальчиком Сулейман якобы отменял решения своего отца, например, когда решался вопрос о ребёнке, на которого претендовали две женщины. В арабской версии этого рассказа волк съел дитя одной из женщин. Дауд (Давид) решил дело в пользу старшей женщины, а Сулейман предложил разрезать ребёнка и, после протеста младшей, отдал ребёнка ей. Превосходство Сулеймана над отцом в качестве судьи проявляется также в его решениях об овце, совершившей потраву на поле (сура 21, 78, 79), и о кладе, найдённом в земле после продажи земельного участка; на клад претендовали и покупатель, и продавец.

Сулейман предстаёт великим воителем, любителем военных походов. Страстная любовь его к лошадям привела к тому, что, осматривая как-то раз 1000 вновь доставленных ему лошадей, он забыл совершить полуденную молитву (Коран, сура 38, 30-31). За это он позже убил всех лошадей. Во сне ему явился Ибрагим (Авраам) и убеждал предпринять паломничество в Мекку. Сулейман отправился туда, а затем в Йемен на ковре-самолёте, где вместе с ним находились люди, звери и злые духи, птицы же тесной стаей летели над головой Сулеймана, образуя балдахин. Сулейман, однако, заметил, что в этой стае отсутствует удод, и пригрозил ему страшным наказанием. Но последний вскоре прилетел и успокоил разгневанного царя, рассказав ему о виденных чудесах, о прекрасной царице Билкис и её царстве. Тогда Сулейман послал царице с удодом письмо, в котором просил Билкис принять его веру, угрожая в противном случае покорить её страну. Чтобы испытать мудрость Сулеймана, Билкис предложила ему ряд вопросов и, убедившись, наконец, в том, что он далеко превзошёл славу о себе, покорилась ему вместе со своим царством. О пышном приёме, устроенном Сулейманом для царицы, и о предложенных ею загадках говорится в суре 27, 15-45. Сулейман умер пятидесяти трёх лет от роду, после сорокалетнего царствования.

Существует легенда, что Сулейман собрал все книги по магии, находившиеся в его царстве, и запер их в ящике, который поместил под своим троном, не желая, чтобы кто-нибудь воспользовался ими. После смерти Сулеймана духи пустили молву о нём, как о чародее, который сам пользовался этими книгами. Многие этому поверили.

"Проси, что дать тебе". В царствование Соломона, сына Давида, вся страна наслаждалась миром и благополучием. Это время называют “золотым веком” Израиля.

Вскоре после того, как Соломон стал царем, он принес богатую жертву Яхве. Ночью царю приснился Бог, который сказал ему: “Проси, что дать тебе”. Соломон горячо поблагодарил Господа за все милости, дарованные ему самому и его отцу Давиду, и попросил: “Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло”. Богу очень понравилась скромность нового царя и Он сказал: “За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя и не будет после тебя. И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои”. К этому Бог добавил, если Соломон будет во всем следовать примеру своего отца Давида, то проживет долгую и счастливую жизнь.

"Отдайте ей этого ребенка живого". Проснувшись, Соломон вновь совершил пышное жертвоприношение и устроил богатый пир. Но во время пира произошло неожиданное событие: пришли две женщины с крохотным ребенком и попросили, чтобы царь рассудил их.

Оказалось, что они обе живут в одном доме и обе родили по мальчику. Ночью один из мальчиков умер. Его мать проснулась, тихонько взяла себе живого мальчика, а спящей соседке подложила мертвого. Когда утром все обнаружилось, обманщица отказалась отдать сына настоящей матери и утверждала, что это ее собственный ребенок. Они продолжали препираться и перед царем, так что невозможно было понять, кто говорит правду, а кто лжет.

Тогда царь приказал принести меч и сказал: “Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой”. Одна женщина в ужасе взмолилась: “О, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его!” Другая спокойно сказала: “Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите”.

Царь указал на ту, которая умоляла пощадить ребенка, и произнес: “Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его; она его мать”.

С тех пор в Израиле стали бояться Соломона, так как убедились, что от его мудрости не скроется ничто.

Храм Господень. На четвертом году царствования Соломон послал людей к другу своего отца, тирскому царю Хираму, с просьбой помочь в постройке дома для Господа. Соломон заключил союз с Хирамом, и они договорились, что Хирам поможет нарубить кедров и кипарисов в ливанских горах, а Соломон будет снабжать его пшеницей и оливковым маслом.

Все взрослые мужчины Израиля трудились над сооружением дома для Бога. Одни под руководством финикийских мастеров рубили деревья, другие добывали камень, третьи строили сам храм, четвертые руководили работой.

Строительство продолжалось семь лет. С виду храм получился не очень большим: длиной в шестьдесят локтей, шириной в двадцать и высотой в тридцать [высота современного пятиэтажного дома] ; но он поражал богатством и красотой убранства. Изнутри дом Яхве был облицован кедром, полы сделаны из кипариса. В глубине храма отгородили специальное помещение, которое называлось “Святое Святых”: для ковчега завета. Наверху простирали могучие крылья два херувима из оливкового дерева. Весь храм был украшен золотыми пластинами и резьбой по дереву, покрытому золотом. Перед Святое Святых протянули золотые цепи. Из золота были сделаны и многие предметы для богослужения.

Возле храма установили отлитое из меди “медное море” — огромный сосуд, напоминавший по форме цветок лилии. От одного края до другого “медное море” имело сто десять локтей, глубину пять локтей. Сосуд был доверху наполнен водой и стоял на двенадцати медных волах. Перед тем, как войти в храм, священники мыли в нем руки и ноги.

Предостережение Яхве. Когда в построенный храм был торжественно внесен ковчег завета и Соломон обратился к Богу, прося его милости для народа Израиля и для себя самого, Бог явился ему вновь, похвалил храм и подтвердил: если израильтяне и сам Соломон будут поклоняться только Ему, то потомки Давида будут вечно править Израилем. Дальше Яхве грозно предупредил: “Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете, и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме этом высоком всякий, проходящий мимо него, ужаснется и свистнет, и скажет: “За что Господь поступил так с этой землей и с этим храмом?” И скажут: “За то, что они оставили Господа, Бога своего, который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им, и служили им, за это навел на них Господь все это бедствие”.

Дворец Соломона. Царский дворец, построенный при Давиде, показался Соломону старым и тесным, и он решил построить себе новый. Строительство продолжалось тринадцать лет. Дом Соломона получился еще более внушительным, чем дом Яхве: длиной в сто локтей, шириной в пятьдесят и высотой в тридцать. Дворец имел три этажа и был выстроен из огромных каменных плит и кедра. У дворца были две пристройки: крытый двор (крышу поддерживали огромные кедровые столбы) с парадным крыльцом; вторая пристройка предназначалась для вершения судебных дел — там стоял трон, на котором Соломон сидел, когда ему приходилось судить своих подданных.

Внутри дворец был украшен двумястами большими щитами, выкованными из золота, и тремястами золотыми щитами поменьше. В парадном зале на возвышении стоял большой трон из слоновой кости и золота, к нему вели шесть ступеней. Трон охраняли две статуи львов, и еще по два льва дыбились на каждой ступени. Вся посуда во дворце была золотой, даже серебро не употреблялось — оно казалось царю слишком дешевым.

Могущество и богатство Соломона. При Соломоне Израильское царство простиралось от Евфрата до границ Египта. Его покой охраняло сильное войско: тысяча четыреста боевых колесниц, двенадцать тысяч всадников, огромное количество пехоты. Коней и колесницы царь покупал в Египте и Аравии.

Соломон снаряжал торговые корабли в дальние страны: один из кораблей плавал по Красному морю в загадочную страну Офир за золотом, драгоценными камнями и красным деревом [ученые считают, что эта страна находилась где-то на восточном побережье Африки] ; другой корабль раз в три года отправлялся из Тира по Средиземному морю в далекий Таршиш [древнее царство на территории современной Испании] и привозил оттуда золото, серебро, слоновую кость, даже обезьян и павлинов для царского зверинца. Царь предпочитал не воевать, а торговать со всеми странами. Он был сказочно богат: одного только золота в его сокровищницу поступало 666 талантов в год [талант — древняя мера веса, около 30 кг] .

"Прилепи сердце твое к учению". Соломон считался самым мудрым человеком в мире, он знал все обо всем, и послушать его, подивиться его уму приходили люди из ближних и дальних стран. Многие изречения Соломона полезно знать и нам.

Он учил, что только постоянный труд позволяет человеку жить хорошо, а безделье ведет к бедности: “Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложа руки, полежишь, и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник” [т.е. совершенно неожиданно для тебя самого] .

Царь считал, что человек должен всю жизнь учиться: “Прилепи сердце твое к учению и уши твои — к умным словам”. Именно отношение к знаниям отличает умного от глупца: “Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания”.

Человек должен уметь вести себя и всегда сохранять выдержку: “У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость”. Надо прислушиваться к тому, что говорят о тебе окружающие: “Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота”. В то же время нельзя быть хвастливым: “Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, чужой, а не язык твой”.

Большую роль в жизни играет дружба. Чтобы ее приобрести, надо приветливо относиться к окружающим: “Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным”. Но в дружбе нельзя быть назойливым и надоедать: “Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя”.

Нельзя плохо относиться к людям и делать им зло — дурные поступки в конце концов губят того, кто их делает: “Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится”.

Надо жалеть тех, кому не повезло в жизни и, если есть возможность, помогать им: “Дающий нищему не обеднеет”.

Царица Савская. О мудрости Соломона узнала царица далекого Савского царства, находившегося на юге Аравии. Она тоже была женщиной мудрой, да к тому же любопытной, и решила проверить, действительно ли израильский царь так умен, как о нем говорят.

Через безводную пустыню тяжело нагруженный караван верблюдов отправился в далекую Палестину. Много дней длилось путешествие, и однажды жители Иерусалима увидели пышную процессию, которая направлялась к царскому дворцу.

Соломон принял царицу Савскую, они долго беседовали, царица загадала ему все загадки, какие знала, “и объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей”. Царица, восхищенная умом и обаянием Соломона, роскошью его дворца, красотой его слуг, не смогла больше сдерживаться и воскликнула: “Верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей! Но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не было сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, чем я слышала. Счастливы люди твои и счастливы эти слуги твои, которые всегда стоят перед тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь, Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви своей к Израилю, поставил тебя царем творить суд и правду”.

Царица Савская подарила Соломону сто двадцать талантов золота, драгоценные камни и массу благовоний. [Так назывались добываемые из некоторых растений, которые росли только на юге Аравии, ароматические вещества; стоили они намного дороже золота.] Соломон не остался в долгу: он вручил царице богатые подарки, и, кроме того, дал все, что ей понравилось и что она попросила. После теплого прощания царица со своими слугами отправилась в обратный путь.

"Полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин". Несмотря на свою мудрость, Соломон не смог сдержать слова, которое он дал Богу — служить только Ему одному. Дело в том, что в древности о могуществе царя судили и по количеству его жен. Соседние правители очень уважали Соломона, даже могущественный египетский фараон счел за честь породниться с ним и отдал за Соломона свою дочь. Кроме египетской царевны, у Соломона было много других жен. По Библии, “полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, и было у него семьсот жен, и развратили жены сердце его. Во время старости Соломоновой жены склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его”. Для своих многочисленных жен-иностранок Соломон выстроил храмы их богов, да и сам стал поклоняться не только Яхве, но и чужеземным божествам.

Гнев Яхве. Тогда разгневанный Яхве сказал Соломону: “За то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему. Но во дни твои Я не сделаю этого ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его. И не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал”.

Так и случилось. Соломон правил сорок лет, как и Давид, а после его смерти единое Израильское царство распалось. Северная часть Палестины сохранила название Израиль, столицей этого государства стал город Самария. На месте южной половины царства Соломона осталось государство, названное Иудеей — по названию племени потомков Иуды, сына Иакова. Столицей Иудеи остался Иерусалим, там правили потомки Давида и Соломона.